Самый счастливый человек тот,
кто дарит счастье наибольшему числу людей.
Д. Дидро
Творчество живописца, графика Н.А. Насонова знают и любят на Тамбовщине и за ее пределами. Его работы хранятся в Тамбовской областной картинной галерее, Моршанском историко-художественном музее и других музеях области, частных коллекциях в России и за рубежом [9]. Заслуженный работник культуры РСФСР О.А. Казьмин назвал Н.А. Насонова «Орфеем Тамбовского края, с вдохновением слагающим о нем свои живописные сонеты и гимны, призывающим вглядеться в живое лицо земли родной и желающим Отчизне быть вечно желанной» [4, с. 4, 6].
В Государственном архиве социально-политической истории Тамбовской области создан фонд личного происхождения Н.А. Насонова, основой для которого послужили лично переданные художником в 2014 г. биографические и наградные документы, этюды, репродукции картин, каталоги выставок, фотографии [1]. После смерти художника фонд продолжает пополняться его творческими работами и другими документами, переданными сыном И.Н. Насоновым, заместителем генерального директора редакционно-издательского центра Международного Пушкинского фонда А.С. Панкратовым, председателем Тамбовской областной общественной организации «Молодежные инициативы», кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры социальной работы ТГУ им. Г.Р. Державина Т.Г. Деревягиной.
Николай Алексеевич Насонов родился 4 марта 1952 г. в г. Моршанске Тамбовской области в семье рабочих. Обучался в средней школе № 3, которая находилась на берегу реки Цны. Любовь к рисованию проявлял с детства, но в художественную школу поступил достаточно поздно, будучи старшеклассником, в январе 1968 г. В Моршанской городской художественной школе постигал азы живописи у талантливого педагога, заслуженного учителя школы РСФСР Тюрина Аркадия Антоновича [1, Д. 1, Л. 4]. Здесь же получил первое общественное признание своего творчества. За участие в городском конкурсе рисунков на асфальте, посвященном 50-летию образования ВЛКСМ, был отмечен Почетной грамотой Моршанского городского комитета ВЛКСМ и городского отдела образования [1, Д. 13, Л. 1]. Его линогравюру «Дозор» авторитетное жюри отобрало для участия в Первой Всероссийской выставке детского рисунка «Отечество». Об успехе 16-летнего начинающего художника написала Моршанская районная и городская газета «Коммунист» [5].
По окончании средней школы в 1969 г. Н.А. Насонов поступил в Пензенское художественное училище имени К.А. Савицкого на декоративно-оформительское отделение. После первого курса в мае 1970 г. был призван в ряды Советской Армии и направлен в учебное подразделение в Новгородскую область. Затем службу проходил в Западном военном округе в войсках авиационной связи (г. Львов) [1, Д. 1, Л. 3 об., 4].
После демобилизации в 1972 г. продолжил обучение в Пензенском художественном училище. Защитив диплом на «отлично», в 1975 г. начал профессиональную деятельность в Тамбовских художественно-производственных мастерских в должности художника-оформителя. В 1976 г. состоялась его первая творческая командировка на Уваровский химический завод [Там же].
С 1976 г. Н.А. Насонов – участник всех молодежных и областных художественных выставок. По рекомендации областного выставочного комитета вместе с художником О.А. Гущиным в сентябре 1977 г. был направлен в Дом творчества Союза художников РСФСР «Старая Ладога» (Ленинградская область). Творческая командировка продолжалась три месяца, по возвращении из которой состоялась выставка работ художника, выполненных непосредственно на творческой даче, а также акварелей и рисунков, сделанных по материалам творческой поездки на Уваровский химзавод. Всего на выставке было представлено 34 работы. Это картины, выполненные маслом на холсте и картоне: «Берег левый, берег правый», «Девичий монастырь», «Деревенская улица», «Дорога», «Закат», «Крепость», «Ладожское озеро», «Монтажники», «Памятник архитектуры XII века», «Первый кислотный», «Тишина»; акварели – «Белые мухи», «Березы», «Вечереет», «Деревья в тумане», «Дождь», «Золотая осень», «Мокрые деревья», «На берегу моря», «Осины», «Памятник старины», «Студенты на току», «Утро», «Холм»; выполненные гуашью или карандашом рисунки – «Весенний этюд», «В школу», «Деревня», «Заросший дворик», «Повествование о Зое», «Церквушка» и др.; фрагмент эскиза панно «От штурма Зимнего до штурма космоса» [7].
В 1978 г. Н.А. Насонов вступил в Объединение молодых художников и искусствоведов при Союзе художников СССР [1, Д. 3, Л. 1-2]. Осенью этого же года побывал на творческой даче Союза художников РСФСР «Горячий Ключ» (Краснодарский край), где его работы были отмечены комиссией. Попытка поступления в Полиграфический институт была прервана призывом на военные сборы [1, Д. 1, Л. 4].
В интервью, опубликованном в газете «Тамбовский курьер» к 50-летию художника, Н.А. Насонов кратко охарактеризовал свой путь в искусстве: «В 1973 году, когда мы с женой жили в Котовске, и она работала на кирпичном заводе, я увлекся изделиями из керамики… Керамическая плошка в те годы была рекомендована Тамбовским выставкомом на Московскую молодежную выставку. В Котовске я много работ делал и в технике акварели, гуаши, масла. С акварелью я работал и на творческих дачах в Ленинградской и Краснодарской областях в 1977-1978 гг. Когда я в 78-м переехал в Тамбов, у меня появилось желание перейти на графику. Я сделал несколько гравюр. Через четыре года меня увлек офорт… Постепенно к 1988 году я перешел полностью на живопись, смог всего себя посвятить пейзажу» [6]. В анкете, заполненной к 70-летию создания Тамбовского отделения Союза художников, в 2008 г. Н.А. Насонов писал: «Исполнял работы по металлу, резьбы по дереву, керамике, акварели, линогравюры, гравюры на полистероне, офорты» [1, Д. 1, Л. 4].
Первые работы художника-графика, представленные на областных художественных выставках, посвященных XXV съезду КПСС (1976) и 60-летию Октябрьской революции (1977), были выполнены на керамике «Сюжет из сказки» (1973) и акварелью на бумаге: «Зима» (1974), «Будни химиков» (1977), Обращение к крестьянам» (1977), «Ремонтники идут» (1977), «Смена» (1977), «Труд» (1977) [1, Д. 30, Л. 1].
На областной выставке, посвященной 110-летию со дня рождения В.И. Ленина, Н.А. Насонов представил гравюры на релине (материал на основе природных и искусственных каучуков): «Троицкий собор на реставрации», «Буксир» из серии «Город детства»; «Начало», «В дозоре», «На Соборной площади» из серии «Из истории Моршанска» [Там же].
В 1984 г. молодой художник участвовал в VI зональной художественной выставке «Край Черноземный», проходившей в г. Воронеже, где экспонировалось его 3 офорта: «Старое Уварово» (монотипия) из серии «По Тамбовскому краю» и два цветных офорта (сухая игла) «Крепость», «Поселок» из серии «По Старой Ладоге» [Там же, Л. 2].
В 1986 г. для областной художественной выставки, посвященной XXVII съезду КПСС, график отобрал 3 офорта (монотипия) из серии «По Тамбовскому краю» – «Вислый Бор», «Старое Уварово» и «Снежный февраль» и 3 работы из серии «По Старой Ладоге» – цветные офорты (сухая игла) «Крепость», «Поселок» и гравюра на пластике «Улица Куйбышева» [8]. В этом же году офорты художника «Дом Г.В. Чичерина», «Вечер» и гравюра на пластике «Улица Куйбышева» выставлялись на областной художественной выставке, посвященной 350-летию г. Тамбова [1, Д. 30, Л. 4 об.].
В 1989-1990 гг. он принял участие в IV Всесоюзной выставке эстампа и офорта (г. Ленинград), где экспонировалось его 4 офорта: «Будет новый дом», «Деревенский старожил», «За водой», «Старое Уварово» [Там же].
Профессиональная деятельность Н.А. Насонова связана с оформлением панно на зданиях заводов «Электроприбор», «Ревтруд», «Полимермаш», курдонера (парадного двора) между Дворцом бракосочетания и Тамбовской областной библиотекой имени А.С. Пушкина на тему «СССР – оплот мира» (совместно с художником В. Герасимовским).
К началу 1990-х гг. оформительская работа в Тамбове стала маловостребованной. «Что скрывать, как и у любого человека, у меня тоже были минуты отчаяния. Но все-таки я придерживаюсь правила, что, несмотря ни на какие трудности, надо работать. Я много трудился все годы, даже в отпуске подрабатывал. Семья, двое детей, а оформительская работа оплачивалась полтора рубля за квадратный метр. Звучит чудовищно нелепо, но это факт жизни. С 1989 г. я стал ездить в Москву. Тогда художники со своими работами стояли на Арбате, в Измайловском парке. В этот момент я хотя бы что-то стал зарабатывать. Но потом понял, что мои работы больше покупаются из мастерской, нежели с Арбата. Да и все время нельзя работать только на потребителя. Я согласен с высказыванием: если художник думает только о деньгах, то он теряет художественное восприятие мира. Кстати, даже когда мне делают заказ, я пишу две-три работы, на выбор». (Из интервью Н.А. Насонова, опубликованного в газете «Тамбовский курьер» к 50-летию художника) [6]. С этого времени Н.А. Насонов полностью посвятил себя живописи.
Девяностые годы прошлого века – время расцвета творчества Николая Алексеевича и его активной выставочной деятельности.
В 1993 г. он принял участие в групповой художественной выставке в Москве, организованной Внешторгбанком. В июне 1993 г. он участвовал в групповой творческой выставке во Франции (г. Реймс), где экспонировались 43 его работы. В сентябре следующего года состоялась его персональная выставка в Испании (г. Барселона). [1, Д. 30, Л. 4 об., 5].
Н.А. Насонов был одним из активных участников неформального тамбовского творческого объединения «На крыше», первая выставка которого состоялась в 1994 г. Название получило от размещения творческих мастерских тамбовских художников в период «перестройки» на чердаках высотных зданий (ул. Интернациональная, д. 34, 36). Мастерская художника располагалась на чердаке дома по улице Интернациональной, 36, а ранее в подвале дома № 15 на Комсомольской площади [6]. В 1994-1997, 1999, 2003, 2004, 2009 и 2014 гг. он бессменный участник городских выставок «Художники на крыше» [1, Д. 1, Л. 4 об.; Д. 44, Л. 9; Д. 46. Л. 3].
В 1996 г. Н.А. Насонова приняли в Союз художников России. Рекомендовали Николая Алексеевича для вступления во Всероссийскую творческую общественную организацию СХР тамбовские художники О.А. Голунова, А.В. Ладыгина и Б.М. Ольшанский [1, Д. 5, Л. 1-4].
С 1996 г. его картины экспонировались на столичных региональных выставках в Центральном Доме художников (1995-1997), Всероссийской художественной ярмарке (1996), Международной выставке в Малом Манеже (февраль 1998), музее Н.А. Островского (1996), музее И.А. Глинки (1999). В 1997 г. в ЦДХ были представлены новые работы художника: «Деревенский пруд», «Весна пришла», «Зимнее утро», «Мелкий дождик», «Октябрь», «Половодье», «Полынья», «Сады цветут» [1, Д. 1, Л. 4 об.].
В 2000-2001 гг. Н.А. Насонов принимал участие в групповых выставках за рубежом: в Австрии (г. Пуркерсдорф и г. Вена, 2000), во Франции (г. Париж, май 2001 в рамках работы V фестиваля славянской культуры в Париже и персональная в г. Перпиньян, октябрь 2001). На персональной выставке во Франции экспонировалось 19 работ: «Деревня Семеновка», «Дождь», «Мальвы», «Мосты – Моршанск», «Октябрь», «Оттепель», «Порыв ветра», «Павловск», «Пушкино», «Скоро весна», «Старый дом в деревне», квадриптих «Времена года», триптих «Непогода», диптих «Троицкие соборы» (собор в Санкт-Петербурге, собор в Моршанске). Все живописные работы выполнены маслом на холсте. [1, Д. 31, Л. 16-18; Д. 41, Л. 1].
К 50-летию со дня рождения художника прошли его персональные выставки в Тамбове, Моршанске, Котовске и Томске, на которых было представлено более 200 картин [6].
Николай Алексеевич активно участвовал в выставочных проектах Тамбовской региональной общественной организации «Новая Галерея», в поддержке культурно-благотворительных программ Тамбовской областной общественной организации Российского Союза Молодежи «Молодежные инициативы», фестивале искусств «Рождественские встречи» в Тамбовской областной картинной галерее. На протяжении нескольких лет участвовал в организации и проведении летних пленэров в детском оздоровительном лагере «Вислый Бор» Моршанского района [1, Д. 22, Л. 4, 5, 7-9; Д. 23, Л. 1-5].
31 октября 2002 г. открылась выставка Н.А. Насонова «Земли моей лицо живое» в рамках благотворительного проекта «Творческие люди – детям» Тамбовской областной общественной организации РСМ «Молодежные инициативы». На вернисаже было представлено 50 работ. Романтик по натуре, Николай Алексеевич был страстным путешественником. Представленные пейзажи художника воспевали красоту мест, связанных с именами четырех великих русских поэтов – А.С. Пушкина («Аллея Керн», «Дом Арины Родионовны», «Майская зелень», «Михайловское. Дом няни (осень)», «Мост. Михайловское» и др.), Е.А. Боратынского («Мара» и др.), М.Ю. Лермонтова («Большой пруд, вечер», «Усадьба в Тарханах», «Усыпальница», «Церковь Михаила Архангела» и др.), С.А. Есенина («Дом Есенина в с. Константиново» и др.); композитора, пианиста и дирижера С.В. Рахманинова («Весна в Ивановке», «Закат», «Облачный день», «Последняя листва» и др.); художника М.В. Добужинского («Бывшая усадьба (с. Семеновка)», «Ветрено», «Каскад прудов», «Катин дом», «Мальвы», «Старый дом в деревне» и др.); графа, государственного и военного деятеля, кавалера всех российских орденов И.И. Воронцова-Дашкова («Графская усадьба», «Новотомниково»); известных дворянских родов Загряжских-Строгановых («Графский дом», «Грачиный сезон», «Кариан (Знаменка)», «Подснежники в парке» и др.), а также город детства – Моршанск («Дом на канале», «Моршанск, ул. Новая») [4, с. 2-5 об.].
В 2007 г. работы Н.А. Насонова экспонировались на региональных выставках в Тамбове, Липецке, Владимире, Москве (Российская Академия художеств); в 2008 г. – в Ярославле [1, Д. 1, Л. 4 об.].
На персональной выставке художника в нескольких залах Тамбовской областной картинной галереи, посвященной 60-летию с дня рождения художника, было представлено более 300 работ, созданных в 1977-2012 гг. [5]. Много теплых слов было высказано посетителями в адрес мастера живописи и графики. Вот лишь несколько из них: «…Сюжеты, краски, цветовая гамма полотен вызывают теплое душевное состояние…» (Н.Д. Шепелева); «…Ваше творчество очень красивое, легкое и по-настоящему весеннее. Мы увидели красоту нашего Тамбовского края Вашими глазами…» (политологи, 1 курс ТГУ им. Г.Р. Державина); «Спасибо за замечательную выставку, за тонкое, проникновенное чувство родной природы, мастерски переданное в самых разных пейзажах…» (Н.А. Кудрина); «…Спасибо Вам, уважаемый Николай, за проникновенность, любовь и понимание родных просторов – олицетворения широкой русской души, большой и необъятной, как Ваша» (Г. Простосердова); «…Картины Ваши живые, несут положительную энергетику. Потомкам есть, что смотреть» [Подпись неразборчива]; «…Это добро, это щемящее светлое чувство радости жизни светится сквозь свет, сквозь краски, сквозь каждую черточку этюда, пейзажа… Напитавшись энергией, иду жить дальше» (С. Чибисов) [1, Д. 47, Л. 2-6].
Н.А. Насонов – участник Международного арт-проекта «Сергей Рахманинов. Вариации на тему» (2011), самого массового пленэра в Российской Федерации, проведенного в рамках Российской Недели искусств в Конгрессно-выставочном центре «Сокольники» (20 апреля 2013 г., г. Москва), межрегиональных пленэров «Владимирская осень» (октябрь 2009 г., Владимирская обл.), «Астапово. Живая трепетная кисть» (2011 г., Липецкая обл.), «Тарханы», посвященного 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова (июнь 2014 г., Пензенская обл.) [1, Д. 11. Л. 1; Д. 12. Л. 1; Д. 22, Л. 6; Д. 25, Л. 1, 2].
Художник является автором иллюстраций к сборнику «Мстислав Добужинский. Тамбовские впечатления» (Тамбов, 2001), сборнику стихотворений В. Липовского «Дарите женщинам цветы» (Москва, 2004), изданию «М.Ю. Лермонтов. Тамбовская казначейша. Антология» (Тамбов, 2007) [1, Д. 22. Л. 3; Д. 23, Л. 4; Д. 45].
Н.А. Насонов – продолжатель традиций великой русской реалистической школы пейзажа [1, Д. 19, Л. 1]. Его творчество отличает высокий профессионализм, проникновенность, лиричность и самобытность. Работы художника наполнены искренним чувством и сердечным теплом. В его художественных произведениях создан неповторимый облик родного края, с поэтической точностью передан его характер и колорит. Его живописные работы наполнены покоем и одухотворенностью. Художник считал, что «только в родных краях можно ощутить настоящее душевное спокойствие». Ему нравилась деревенская тематика [2].
Искусствовед В. Флегонтова отмечала основные составляющие творческого метода живописца – «энергичный ритм работы с холстом, мазок то пастозный, то почти прозрачный, неожиданное сочетание красок» [10].
В своем творчестве художник пользовался не только традиционными формами, но выступил и как новатор – автор квадриптиха [3]. На одном полотне связал четыре картины движением воды и воздуха, линиями деревьев и строений не только по горизонтали, но и по вертикали [5]. Оригинальная идея родилась в 2000 г. Первый квадриптих «Времена года» Николай Алексеевич написал в 2001 г. «Это очень сложно. Но мне удалось все же передать переход из одного сезона в другой» [6]. Он продолжал работать в этой манере, добиваясь все большей гармоничности в общем восприятии квадриптиха.
Н.А. Насонов работал и в формах диптиха («Рождение дня», «Троицкие соборы» и др.) и триптиха («Берег прошлых лет», «Непогода» и др.). «Я очень люблю картины писать из серии «Непогоды». Ветра, снегопады, дожди передают особой настрой души» [Там же]. В изображении экстремальных состояний природы живописец «мастерски, очень тонко передает состояние одиночества, незащищенности, а порой и безнадежности, по драматичности созвучные произведениям Ф.М. Достоевского»» [10].
За многолетнюю плодотворную творческую деятельность, пропаганду русского изобразительного искусства, сохранение и развитие отечественного культурного достояния, укрепление культурных традиций города и области художник награжден почетными грамотами Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве Российской Федерации, Российского культурного центра в Париже, Тамбовской областной Думы, управления культуры и архивного дела Тамбовской области, Тамбовского регионального отделения ВТОО «Союз художников России», общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» [1, Д. 20. Л. 1-5]. За большой вклад в осуществление программ поддержки русской культуры в 2002 г. Н.А. Насонов награжден серебряной Пушкинской медалью и занесен в Почетный Реестр Попечителей неправительственной некоммерческой организации Международный Пушкинский Фонд «Классика» [1, Д. 18. Л. 1].
За большой вклад в развитие реалистических традиций русского искусства награжден серебряной медалью компании «Юниверс» [2]. Постановлением Тамбовской областной Думы от 20 июля 2012 г. № 543 Н.А. Насонову присуждена премия Тамбовской области имени А.М. Носова за активную многолетнюю благотворительную деятельность [1, Д. 26. Л. 1-2].
Николай Алексеевич ушел из жизни 30 мая 2016 г., похоронен на Полынковском кладбище г. Тамбова.
Список литературы и примечания:
1. Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Ф. Р-9806. Оп. 1.
2. Зимина С. Выставка Николая Насонова // Голос рабочего. – 2002. – 1 июня. – С. 4.
3. Казьмина Е.О., Казьмин О.А. Созвездие «Тамбовская лира»: справочник. Ч. II. – Тамбов, 2010. – С. 620-621.
4. Каталог выставки «Земли моей лицо живое» Н.А. Насонова / вступ. ст. О.А. Казьмина. – Тамбов, 2002. – 10 с.
5. Матюшина М. Мастер многокрасочной палитры // Тамбовская жизнь. – 2012. – 17 октября. – С. 11.
6. Матюшина М. Романтик среднерусской равнины // Тамбовский курьер. – 2002. – 10 июня. – С. 13.
7. Насильникова Н.В. Выставка произведений молодых художников О.А. Гущина и Н.А. Насонова. Живопись, графика: каталог. – Тамбов, 1978. – С. 4-5.
8. Насильникова Н.В. Областная художественная выставка. Каталог. – Тамбов, 1986. – С. 23.
9. Николай Алексеевич Насонов. // Тамбовские даты, 2022 год. – Тамбов, 2021. – С. 28-29.
10. Николай Насонов. Живопись: каталог выставки / ред. С. Славин, вступ. ст. В. Флегонтовой. – М.: Издательский Центр «Классика», 2002. – С. 5.