«Просим на собранные средства построить торпедные катера…»
(к 65-летию сбора средств молодежью Тамбовской области на
строительство торпедных катеров для Балтийского флота)
Наверно, каждое новое молодое поколение имеет свое лицо. И какая-то отдельная черта в нем наиболее выразительна и заметна. Вглядываясь в лица молодых людей 40-х годов, невольно отмечаешь их удивительную одухотворенность. Самопожертвование, отказ от бытовых удобств, незаинтересованность в собственной выгоде, пренебрежение личными интересами ради высоких общественных целей были присущи многим юношам и девушкам 30-40-х гг. «Мы с детства полезными быть хотели», - писал в 1938 г. о своем поколении 17-летний Василий Кубанев. Именно на их долю выпали тяжелейшие испытания той страшной и жестокой войны. Из 400 Героев Советского Союза, уроженцев Тамбовской губернии, 2/3 удостоены этого высокого звания в возрасте 18-27 лет. Совершая отчаянные подвиги на фронте, тамбовская молодежь не меньший героизм проявляла и в тылу. Молодые рабочие своевременно старались выполнить все государственные заказы для фронта, работая по 12-16 часов в сутки, без отпусков, праздничных и выходных дней, зачастую в нечеловеческих условиях – плохо освещенных, нетопленных цехах на обледеневших станках, при скудном питании, отсутствии удобной одежды и обуви. На хрупкие плечи мальчиков-подростков и их матерей легла основная мужская работа на селе. Терпеливо перенося материальные лишения, люди по-настоящему умели радоваться жизни. Многие из того военного поколения жили по основному принципу: «Жила бы страна родная, и нет других забот».
В годы Великой Отечественной войны тамбовская молодежь под руководством комсомольских организаций оказала существенную безвозмездную материальную помощь фронту как путем проведения комсомольско-молодежных воскресников с перечислением заработка в фонд обороны, так и организацией сбора денежных средств на постройку боевой техники, теплых вещей и подарков фронтовикам. Комсомольцы Тамбовской области активно поддержали почин колхозников Избердеевского (ныне Петровского) района, собрав 7,5 млн. руб. на постройку танковой колонны «Тамбовский комсомолец».
Осенью 1943 г., в преддверии 25-летия ВЛКСМ, тамбовская областная комсомольская организация взяла шефство над соединением торпедных катеров Краснознаменного Балтийского флота. К 26-й годовщине Красной Армии и Военно-Морского Флота Тамбовский обком ВЛКСМ организовал сбор подарков для краснофлотцев и офицеров подшефного соединения. В качестве подарков рекомендовался следующий набор предметов и продуктов питания: мясо, рыба, яйца, пряники, печенье, огурцы, табак, кисеты, воротнички, носовые платки, гитары, балалайки, мандолины, домино, шашки, шахматы, а также денежные средства.
Успешной работе по сбору подарков и денежных средств способствовал и приезд в нашу область первой делегации из пяти моряков подшефной торпедной части. Это были старший лейтенант Б. Фруль, старшины 1-й статьи В. Лыков и А. Иванов, краснофлотцы И. Матюшин и А. Суздалев. За период с 18 февраля по 9 марта 1944 г. они побывали в гостях почти во всех районах и городах области, рассказывая молодежи о боевых успехах, беспредельной храбрости катерников Балтики.
В Мордовском районе комсомольцы и молодежь развернули движение по сбору денежных средств на строительство торпедных катеров для Балтийского флота. Тамбовский обком ВЛКСМ одобрил их инициативу и 1 марта 1944 г. обратился с письмом ко всем городским и районным комсомольским организациям с просьбой поддержать это благородное дело. В рамках данной патриотической акции 12 марта был проведен единый молодежный политдень на тему: «Комсомольцы подшефных торпедных катеров Краснознаменного Балтийского Флота в боях за Родину».
В начале апреля 1944 г. Тамбовский обком комсомола подвел итоги этой работы. В постановлении говорилось: «Сбор средств на торпедные катера Краснознаменного Балтийского флота комсомольцев и молодежи области вылился в яркую демонстрацию любви к защитникам нашей Родины. За короткое время комсомольцами и молодежью области собрано 4,5 млн. руб. Сбор средств продолжается». В постановлении также отмечалась хорошая работа по сбору средств на торпедные катера отдельных районных комсомольских организаций: Мордовской, собравшей 409 тыс. руб. (секретарь райкома ВЛКСМ А.Ф. Тарабрина); Моршанской городской и районной, собравших 997 тыс. руб. (секретарь горкома ВЛКСМ М.А. Нестерова, секретарь райкома ВЛКСМ Е.А. Шеина); Рассказовской городской и районной, собравших 501 тыс. руб. (секретарь горкома ВЛКСМ Ф.П. Сильченко, секретарь райкома ВЛКСМ В.С. Кудряшов); Волчковской, собравшей 323 тыс. руб. (секретарь райкома ВЛКСМ А.И. Хлыстова); Бондарской, собравшей 272 тыс. руб. (секретарь райкома ВЛКСМ К.Д. Дряхлова); Жердевской, собравшей 214 тыс. руб. (секретарь райкома ВЛКСМ К.И. Колмаков); Хоботовской, собравшей 257 тыс. руб. (секретарь райкома ВЛКСМ З.Ф. Белоусова); Ржаксинской, собравшей 180 тыс. руб. (секретарь райкома ВЛКСМ А.Н. Желтов). Кроме того, для моряков был отправлен вагон различных подарков. Еще в начале марта 1944 г. письма и подарки морякам подшефной части вручили представители тамбовской молодежи: секретарь Мичуринского горкома ВЛКСМ Л. Лаврова, звеньевая колхоза им. Коминтерна Мичуринского района Л. Авдеева, передовой токарь завода «Ревтруд» Н. Рожков, лучшая телефонистка Моршанской телефонной станции Г. Николаевская.
От имени комсомольцев и молодежи Тамбовской области 19 апреля 1944 г. была направлена телеграмма Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину, в которой говорилось: «Просим на собранные средства построить торпедные катера и присвоить им названия «Тамбовский комсомолец» и «Тамбовский пионер». Молодые патриоты области, внося свои средства, всем сердцем желают одного: пусть славные моряки-балтийцы на торпедных катерах беспощадно уничтожают врага, приближая час его окончательного разгрома, пусть подлый враг знает, что от советского народа ему нигде не будет пощады: ни на земле, ни на воде, ни на воздухе».
В отчете Тамбовского обкома ВЛКСМ о работе областной комсомольской организации за период Великой Отечественной войны указано, что на собранные молодежью денежные средства было построено 8 торпедных катеров для Балтийского флота. Однако, по запросу консультанта главы администрации Тамбовской области по военным вопросам полковника запаса Ф. Москаленко в Главный штаб Военно-Морского Флота в октябре 1997 г. были получены сведения, что на средства жителей Тамбовской области было построено 16 торпедных катеров. Это «Патриот», «Трудящийся Тамбова», «Народный учитель», «Моршанский железнодорожник», «Мичуринец», «Моршанский текстильщик», «Моршанец», «Тамбовский комсомолец», «Тамбовский пионер», «Тамбовский школьник», «Юный тамбовец», «Тамбовский ремесленник», «Тамбовец», «Мордовский колхозник», «Мордовский комсомолец», «Бурнакский колхозник» (вскоре переименован вследствие ошибки в приказе в «Барнаульский колхозник»). Названия торпедных катеров отражают историю их создания. Так, ТК-183 «Народный учитель» был построен на средства, собранные работниками народного образования Тамбовской области, ТК-83 «Тамбовский ремесленник» - на средства, собранные учащимися ремесленных училищ области, ТК-185 «Мичуринец» - на средства, собранные молодежью и жителями г. Мичуринска, ТК-194 «Моршанский текстильщик» - на средства, собранные молодежью Моршанской суконной фабрики и т.д.
Семь катеров в начале августа 1944 г. были переданы делегацией комсомольцев Тамбовской области морякам 1-й Краснознаменной бригады торпедных катеров Балтийского флота. Кроме того, осенью 1944 г. комсомольцы области дополнительно собрали 150 тыс. руб. на постройку именного торпедного катера в честь Героя Советского Союза С.А. Осипова, командира подшефного дивизиона торпедных катеров. К сожалению, в архивной справке, полученной Ф. Москаленко, научно-исследовательской исторической группой ВМФ не удалось обнаружить сведений о ТК-701 «Герой Советского Союза С. Осипов». Хотя в письме заместителя начальника управления кораблестроения ВМФ инженер-капитана 1-го ранга Манида в Тамбовский обком ВЛКСМ в октябре 1945 г. сообщалось: «Прошу передать комсомольцам и молодежи Тамбовской области, что собранные вами дополнительно 150000 руб. обращены на строительство торпедного катера, которому присвоено название: «Герой Советского Союза Осипов». Строительство торпедного катера закончено, и он передан личному составу Краснознаменного Балтийского флота. Ваша телеграмма с просьбой постройки торпедного катера для подшефника Героя Советского Союза Осипова передана командиру торпедного катера на хранение как документ по истории катера. Внутри торпедного катера на видном месте установлена металлическая доска, на которой указано, что торпедный катер построен за счет средств, собранных комсомольцами Тамбовской области».
Большая часть торпедных катеров была построено на заводе № 5 НКВД СССР в Ленинграде. Это катера типа Д-3 имели водоизмещение 31 т, скорость 32 узла (59 км/ч), радиус действия 180 миль (333 км). Экипаж такого катера состоял из 9 человек. Несколько торпедных катеров другого типа (Г-5) были построены на судостроительном заводе № 639 в Тюмени («Юный тамбовец», «Тамбовский ремесленник», «Моршанец», «Тамбовец»). Их водоизмещение составляло 17 т, максимальная скорость достигала 53 узла или 98 км/ч, могли действовать в радиусе 90 миль, т.е. 167 км. Экипаж катера типа Г-5 состоял из 6 человек. Торпедные катера обоих типов были вооружены двумя 533-мм торпедными аппаратами и двумя зенитными пулеметами, также имели глубинные бомбы для поражения подводных лодок. Эти быстроходные малые боевые корабли предназначались для поражения кораблей и судов противника торпедами. Кроме выполнения своей основной задачи, торпедные катера ставили мины, высаживали десанты, несли дозорную службу. В советском Военно-Морском Флоте (ВМФ) к началу войны было 269 торпедных катеров, в том числе всего 48 в составе Балтийского флота.
Все эти катера, построенные на средства комсомольцев и молодежи Тамбовской области, приняли активное участие в боевых действиях на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Многие из них уже с лета 1944 г. вели поисковые действия на коммуникациях противника в Балтийском море. Торпедным катерам приходилось действовать в сложных боевых и погодных условиях. Финский залив был буквально нашпигован минами. К концу кампании 1944 г. в заливе нами и немцами было поставлено около 67 тысяч мин, причем фашисты основные минные заграждения ставили против наших малых кораблей – тральщиков, сторожевых и торпедных катеров. Мины были причиной половины всех корабельных потерь Балтийского флота. В этих тяжелых условиях минной обстановки только малые боевые корабли могли продвигаться на море с такой же скоростью, как и войска на суше.
Вместе со своим дивизионом в сентябре 1944 г. экипажи ТК-200 «Тамбовский школьник» (командир – лейтенант И.В. Денищенко) и ТК-194 «Моршанский текстильщик» (командир – лейтенант Вихорев) получили первое задание командования Балтийского флота - форсировать минное поле Финского залива с целью пробиться к г. Таллину. С 20 по 28 сентября 1944 г. «Тамбовский школьник» высаживал десанты и разведывательные группы морской пехоты на побережье Балтийского моря. 28 сентября 1944 в Нарвском заливе подорвался на мине и затонул ТК-194 «Моршанский текстильщик». В ноябре 1944 г. он был исключен из состава Военно-Морского Флота.
Первой крупной военной операцией для большинства из торпедных катеров, построенных на средства тамбовчан, стала высадка десанта на острова Моонзундского архипелага в конце сентября 1944 г. Только в один день 30 сентября 1944 г. торпедные катера Балтийского флота совершили 181 рейс, переправив на о. Муху 249-ю стрелковую дивизию, свыше 5,6 тыс. человек. 4 октября 1944 г. при перевозке воинских подразделений на Моонзундские острова в бухте Кейгусте сели на прибрежные камни, пропороли днище и затонули ТК-73 «Юный тамбовец» и ТК-83 «Тамбовский ремесленник». Но вскоре были подняты аварийно-спасательной службой КБФ, отбуксированы в гавань Мынту и после заделки пробоин вновь введены в строй. В результате Моонзундской десантной операции (27 сентября - 24 ноября 1944 г) завершилось освобождение территории Эстонии. Балтийский флот получил возможность контролировать Финский и Рижский заливы, развернуть активные действия на коммуникациях противника в средней и южной части Балтийского моря.
В январе-апреле 1945 г. торпедные катера в составе Балтийского флота помогали войскам 2-го и 3-го Белорусского и части сил 1-го Прибалтийского фронтов в разгроме немецких войск в Восточной Пруссии и северной части Польши, а также участвовали в блокаде курляндской группировки противника в Северной Прибалтике. Героический экипаж ТК-197 «Мордовский комсомолец» потопил два корабля и одно судно противника. В феврале 1945 г. ТК-182 «Трудящийся Тамбова» (командир – лейтенант И.Д. Ищенко) в районе Лиепаи потопил германский транспорт «Толина», но через 4 дня при стоянке у пирса в гавани Свента он попал под бомбежку немецких бомбардировщиков и затонул. Несколько человек из экипажа погибло, некоторые были ранены. Печальная судьба сложилась у торпедного катера «Патриот» (часто в краеведческой литературе упоминается как «Патриот Тамбова»). 26 марта 1945 г. при следовании в район Паланги для спасения экипажей наших сбитых самолетов он был атакован и потоплен фашистской бомбардировочной авиацией. Весь экипаж торпедного катера во главе с командиром, лейтенантом С.Н. Бортником погиб.
ТК-184 «Моршанский железнодорожник» (командир – лейтенант С.А. Попов) 13 апреля 1945 г. при поиске кораблей противника в районе Пиллау (ныне Балтийск) из-за плохой видимости столкнулся с ТК-200 «Тамбовский школьник». В результате удара серьезно была разрушена носовая часть катера, и при буксировке в гавань он затонул. Виду нецелесообразности подъема «Моршанский железнодорожник» был исключен из состава ВМФ.
До победных залпов 1945 г. продолжали участие в боевых действиях торпедные катера «Народный учитель» (командир – старший лейтенант И.М. Игнатьев), «Мичуринец» (командир – лейтенант И.П. Будин) и «Бурнакский колхозник». Они участвовали в высадке советского десанта на датский остров Борнхольм 9 мая 1945 г. Немецкое командование использовало остров Борнхольм в качестве маневренной базы. Сюда вывозились с Балтийского побережья потрепанные в боях войска противника. Гарнизон острова насчитывал 12 тыс. человек, который отказался сдаться и после подписания немецко-фашистским верховным командованием акта о безоговорочной капитуляции всех своих вооруженных сил. На остров был переброшен 132-й стрелковый корпус (около 8 тыс. человек), который и заставил гитлеровский гарнизон на Борнхольме капитулировать.
Торпедные катера Балтийского флота внесли достойную лепту в общее дело великой победы нашей страны с германским фашизмом. Дивизион торпедных катеров, построенных на средства молодежи Тамбовской области, которым командовал Герой Советского Союза капитан 2-го ранга С.А. Осипов, первым на Балтике получил высокое звание гвардейского, соединение было награждено орденами Красного Знамени и Нахимова 1-й степени. На боевом счету отважного дивизиона были десятки потопленных и поврежденных кораблей. С честью выполнив свою боевую миссию, уцелевшая часть торпедных катеров, построенных на средства жителей Тамбовской области, были исключены из состава ВМФ в 50-е гг. и демонтированы.
При подготовке статьи использованы документы и материалы:
ГАСПИТО. Ф. П-1084. Оп. 1. Д. 632. Л. 37;
ГАСПИТО. Ф. П-1084. Оп. 1. Д. 637. Л. 5, 5об., 55 об., 66, 66 об., 70 об., 74, 74 об., 76, 83 об., 86;
ГАСПИТО. Ф. П-1084. Оп. 1. Д. 638. Л. 113 об., 114;
ГАСПИТО. Ф. П-1084. Оп. 1. Д. 656. Л. 7, 11;
ГАСПИТО. Ф. П-1084. Оп. 1. Д. 688. Л. 11.
ГАСПИТО. Ф. П-9019. Оп. 1. Д. 1043. Л. 3 об., 6 об., 7 об.
ГАСПИТО. Ф. Р-9291. Оп. 5. Д. 22. Л. 1-14.
- Комсомол области шефствует над соединением кораблей Краснознаменного Балтийского флота // Тамбовская правда. 28 декабря 1943. № 262 (3887). С. 3.
- Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: энциклопедия. М., 1985. С. 75-76, 459, 720.
- Патриотический почин тамбовских колхозников в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Тамбов, 1961. С. 156, 157.
Солдаты Победы. Тамбов, 1995. С. 429.
- Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Т. 1. Тамбов, 2007. С. 13-14.
- Тамбовский комсомол: грани истории. Т. 1. Тамбов, 2008. С. 275-276.
- Трибуц В.Ф. Балтийцы сражаются. М., 1985. С. 459.