Беляев Артем Александрович
Слезин Анатолий Анатольевич
Последствия войны были необыкновенно тяжелыми и для системы народного образования. Выросли неграмотность и малограмотность, обострились проблемы массового детского сиротства и беспризорности.
С окончанием войны значительно усилилось внимание органов власти к развитию общеобразовательной школы, углублению и расширению трудового воспитания и политехнического обучения учащихся. В сфере школьного образования в этот тяжелый период российской истории произошло несколько этапных поворотов. Принятым в марте 1946 г. Законом о пятилетнем плане восстановления народного хозяйства было предусмотрено всеобщее обязательное обучение детей с 7-летнего возраста1. В 1949 г. провозглашен переход ко всебщему семилетнему образованию. В октябре 1952 г. Директивами Х1Х съезда КПСС была выдвинута задача введения всеобщего среднего десятилетнего образования в городах и подготовки условий для такого перехода в сельской местности2.
Комсомольские организации школ рассматривались как помощники учительских коллективов в осуществлении учебно-воспитательного процесса, создании предметных кружков, в подготовке и проведении лекций, читательских конференций и диспутов, экскурсий, конкурсов и смотров технического творчества учащихся, музыкальных и литературных вечеров, экскурсий, коллективных посещений театров. От школьных комитетов ВЛКСМ ждали формирования у подростков сознательного отношения к учёбе, прочного овладения основами наук.
Однако послевоенные комсомольские организации в школах были весьма малочисленны, в силу чего имели недостаточно сильное влияние на школьные коллективы. Большинство учащихся не входили в ряды ВЛКСМ. В 1946 г. по области насчитывалось 515 школьных комсомольских организаций с общим количеством 9 953 человека3. Накануне же Великой Отечественной войны комсомольцев в школах области насчитывалось 21 190 человек4. Этот показатель свидетельствует об уменьшении численности школьного комсомола области в два раза. Такое резкое сокращение можно объяснить тем, что школьники комсомольского возраста вынуждены были бросить учёбу из-за тягот войны и связанных с ней перемен в быту. При обследовании Тамбовского района в 1946 г., например, выяснилось, что 445 детей не посещают школы из-за отсутствия одежды и обуви5.
Среди принятых в области в комсомол в 1946-1947 гг. школьники (9436 человек) составляли 36,6%6. Однако при столь заметном общем росте школьного комсомола в 32 семилетних школах области в 1946-1947 учебном году не было комсомольских организаций. В Алгасовском районе из 9 семилетних школ только в двух были комсомольские организации. В Первомайском районе из 17 школ две имели комсомольские организации7. Так, в Тамбовском районе из 159 учащихся семилетних школ только 77 являлись членами ВЛКСМ (48, 4 %). Из 86 учащихся средних школ в ВЛКСМ вступили 54 человека (62,7 %). Большинство комсомольских организаций в своих рядах насчитывало до 5 комсомольцев8. Самая большая комсомольская организация в школах Гавриловского района состояла только из 24 комсомольцев9.
В 1947-1948 учебном году в области действовало1886 школ (118 средних, 435 семилетних, 1333 начальных). В них обучалось 270 023 учащихся. Только в 552 школах работали комсомольские организации10. Правда, многочисленными нельзя было назвать даже комсомольские организации крупных школ. В школе № 8 г. Тамбова, например, обучалось 1 400 учащихся, а комсомольская организация состояла из 118 человек11.
На пленуме Тамбовского обкома комсомола, состоявшемся в сентябре 1947 г. обсуждалось постановление XII пленума ЦК ВЛКСМ «О мерах по улучшению работы комсомола в школе». Отмечалось, что достигнуто некоторое улучшение в руководстве школьными комсомольскими организациями. Вместе с тем, пленум обкома отмечал, что многие комсомольские организации по-прежнему плохо помогали учителям в воспитании учащейся молодёжи, продолжали работать в отрыве от всей учебно–воспитательной работы, проводимой директорами и учителями школ. Во многих школах не были созданы кружки, редко читались лекции, проводились литературные вечера. Пленум обкома подчеркнул, что многие учителя и директора школ мало оказывают поддержки в работе комсомольских и пионерских организаций школ, в организации кружковой, внеклассной и внешкольной работы. Особенно важным для дальнейшего развития школьного комсомола было осознание того, что «комсомольские организации зачастую строят свою работу однообразно и неинтересно. не занимают ведущей роли в постановке вопросов, связанный с жизнью школы, организацией культурно-массовой и политико-воспитательной работы перед директорами и учителями». Говорилось, что комсомольцы сами зачастую оказывались в числе неуспевающих12.
Надо заметить, что и общая успеваемость была низкой. Из 227 123 учащихся области в 1946-1947 учебном году не успевало 55 702 человека (24,07%). В Знаменском районе в том же учебном году из 4 185 учеников не успевало 1 276 человек или 30,49%13. В 1947 г. осталось на второй год 39 399 учащихся области (14 %)14.В 1948-1949 учебном году в области учащихся, оставленных на второй год, было 17%, а в 1949-1950 учебном году - 19% (51 974 чел.)15.В 1951 г. в г. Тамбове из 15 448 учащихся на второй год было оставлено 1377 человек , 1090 получили работы на осень16. По итогам 1-й четверти 1952-1953 учебного года в области неуспевающим был каждый четвертый учащийся17.
Для улучшения успеваемости учащихся проводилась определённая работа. В школах создавались фотовитрины отличников учёбы18. Были установлены комсомольские стипендии для 102 лучших учащихся семилетних и средних школ области (размером 100 рублей каждая)19.Молодыми учителями-комсомольцами организовывались дополнительные учебные занятия на безвозмездной основе, родительские лектории. Во время подготовки к экзаменам и испытаниям были созданы комнаты подготовки к ним. Большое внимание было уделено выпускникам 10-х классов. Причем там, где комсомольцы активно готовили выпускные классы к экзаменам, результаты были заметно лучше20. На неуспевающих учащихся пытались влиять с помощью общественного мнения: их обсуждали на комсомольских собраниях, на заседаниях комитета комсомола, критиковали в стенных газетах. Члены школьных комитетов комсомола, комсорги групп обеспечивали неуспевающих учебниками, следили за посещением дополнительных занятий, прикрепляли отличников21. В ряде комсомольских организаций были образованы специальные сектора успеваемости. Правда, иногда школьные комсомольские организации впадали в крайность, сводя всю свою работу к обсуждению, «проработке» неуспевающих, нравоучительных бесед с их родителями. Очень часто вся работа заключалась в проведении собраний, заседаний, проходивших формально и неинтересно22.
В тоже время «борясь за высокую успеваемость», комсомольские организации, сами того не замечая, способствовали понижению качества учебы комсомольских активистов. Ведь именно на них ложился груз всей общественной работы в школе. Неслучайно 13 декабря 1948 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О мерах по устранению перегрузки школьников общественной и другой работой». Но и в 1951 г. проблема оставалась актуальной. На пленуме Тамбовского обкома ВЛКСМ в ноябре 1951 г. признавалось: «Один и тот же пионер у нас подчас выполняет обязанности вожатого звена, члена совета отряд, дружины. редактора стенной газеты, члена учкома и участвует в работе 2-3 предметных кружков… Нередко бывает, когда пионерского или комсомольского активиста снимают с уроков для оформления стенной газеты к празднику, для написания плакатов, для репетиции пьесы, для участия в различного рода соревнованиях»23.
Недостаточно велась обкомом и местными комсомольскими органами борьба с отсевом учащихся, за выполнение закона о всеобуче, который предусматривал вовлечение в школы всех детей с 7 до 15 лет и преодоление их ухода из школ в течение учебного года. По данным облоно из 270 200 учащихся по плану на 1946-1947 учебный год в начале года село за парты школ 262 105 человек. В сентябре 1946 г. в школы области не явилось 10170 детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет24. В ходе выполнения постановления ЦК ВЛКСМ «Об участии комсомольских организаций в подготовке школ к новому 1947-1948 учебному году» Тамбовский обком ВЛКСМ, райкомы, горкомы совместно с органами народного образования проводили учёт детей в возрасте от 7 до 14 лет. В ходе проведения учёта принимались меры к обеспечению остронуждающихся детей обувью, там, где это было возможно, организовывали горячие завтраки25. Но и в 1948 г. по 1 – 4 классам области не было охвачено обучением 2 212 учащихся, а отсев из школы по 1 – 10 классам составлял 4 583 человека26. К началу 1947-1948 учебного года не явились в школы РСФСР 601,8 тыс. учащихся. Отсев по Российской Федерации составил только за первое полугодие 1948 г. около полумиллиона человек27. Даже в конце 1952 г. более 3 тысяч детей области не учились в школах28.
Главным препятствием при реализации закона о всеобуче являлись материальные трудности, испытываемые большинством советских семей в тот период. Отсутствие одежды и обуви, необходимость заработка были основными причинами ухода детей из школы.
Социально-экономическое положение в стране, еще незалечившей раны самой тяжелой в мировой истории войны, осложнилось благодаря новым трудностям. В 1946 г. разразился продовольственный кризис, вызванный катастрофической засухой. Это породило голод в СССР 1946-1947 гг. В 1946 г. план по освоению посевных площадей был выполнен на 81 %, по яровому севу – на 80 %, по зерновым культурам – лишь на 84 %. В большинстве районов области произошло резкое снижение посевов технических культур, колхозами не выполнялась программа повышения продуктивности общественного животноводства. Не лучшим образом складывался 1947 г.: почти 75 % колхозов не выполнили плановые задания по посевам яровой пшеницы; семенами обеспечили себя не более половины хозяйств29.
Именно тяжёлым социально-экономическим положением в стране в первую очередь можно объяснить не только негативные явления в реализации планов всеобуча, но и все более активное привлечение учащихся к общественно-полезному труду, что, в конечном счете, тоже осложняло выполнение ими учебных программ. С трибуны пленума Тамбовского обкома ВЛКСМ признавалось: «О пионерах и школьниках мы вспоминаем тогда, когда на хозяйственном фронте намечается прорыв и тогда используют эту силу в качестве аварийной»30.
В 1947 г. во всех школах области были созданы бригады по сбору колосьев. С 5 по 15 августа 1947 г. комсомольцами, пионерами и школьниками Старо-Юрьевского района было собрано колосьев на площади 7500 га. Ежедневно 3000-3400 человек выходили на работу, которая была организована в виде соцсоревнования. Соревнуясь, комсомольцы брали на себя обязательства по выработке большей нормы. До начала учебного года каждый комсомолец, пионер и школьник взяли на себя обязательства собрать колосьев на площади 8-10 га. Так, пионеры и школьники Староюрьевской средней школы за 1 день собрали горох с 3,4 га31. Бригада учащихся Бибиковской неполной средней школы в составе 47 человек выработала 576 трудодней. Среди бригад каждый день проводились читки газет, художественной литературы и беседы32. В колхозах Лысогорского района комсомольцами школ было собрано около 900 кг зерна, оставшихся после первичной уборки урожая33.
Комсомольские организации области создавали из числа учащихся старших классов бригады по ремонту школ, квартир учителей, заготовке и вывозу топлива и строительных материалов. Так, в 1947 г. в Первомайском районе комсомольцы и молодёжь совместно с колхозами провели ремонт в 38 школах из 48, помогли собрать 7800 учебников, отремонтировали все парты, столы, классные доски34.
В тоже время райкомы комсомола организовывали шефство колхозов, совхозов, предприятий промышленности и транспорта над школами. Отрадно, что перед учительскими комсомольским организациями ( в конце 1947 г. их в области было 161, в них насчитывалось 926 членов) ставились задачи не только по повышению качества идейно-теоретической подготовки, но и улучшению быта молодых учителей, поднятию роли молодых учителей в школе35.
В начале 1948 г. в Тамбовской области комсомольцы-школьники составляли 18,4 % областной комсомольской организации (10 451 чел.)36, а в начале 1949 г. – 19,2 % (12 074 чел.)37 К концу 1948-1949 учебного года во всех средних и семилетних школах области появились комсомольские организации, во всех комсомольских организациях были избраны комитеты, по всем классам созданы группы38. Однако в абсолютном большинстве семилетних школ комсомольские организации были малочисленными. Многие из них в летний период распадались из-за выбытия комсомольцев - семиклассников39.
Тем не менее, именно в школе юноши и девушки впервые сталкивались с деятельностью комсомола, получали первые навыки общественно-полезной работы. От школьных комсомольских организаций в первую очередь зависел имидж всего комсомола среди молодежи. По существу в школьных стенах формировалось будущее комсомола. Кроме того, комсомол рассматривался, по крайней мере, как потенциально действенное оружие по борьбе с плохой успеваемостью, второгодничеством, отсевом учащихся. Неслучайно в повестку дня Х1 съезда ВЛКСМ вопрос «О работе комсомола в школе» был вынесен отдельно.
Комсомол и раньше пытался решать проблемы народного образования первоочередно. Даже в условиях войны первый после долгого перерыва пленум ЦК ВЛКСМ был посвящен в 1944 г. именно проблемам всемерного улучшения работы комсомола в школе. На Х1 съезде ВЛКСМ фактически были подтверждены установки данного пленума40. Однако с высоты сегодняшних дней понимаешь, что эти решения сыграли в большей степени отрицательную, чем положительную роль. Предоставление прав директору и учителям школ присутствовать на всех комсомольских собраниях, приостанавливать в случае необходимости решения комсомольских собраний, запрещение учащимся критиковать на них своих учителей, обязательное утверждение администрацией планов работы общественных ученических организаций, согласование повестки дня собраний с администрацией, учет мнения учителей при приеме в члены ВЛКСМ привели к ущемлению самостоятельности и самодеятельности школьных комсомольских организаций. Если учесть, что были ликвидированы и ученические комитеты (учкомы), названные «изжившими себя», что комитетам комсомола фактически запретили вмешиваться в учебно-воспитательную деятельность педагогических коллективов, понимаешь, почему местные комитеты ВЛКСМ все меньше вникали в жизнь школ. Справедлива оценка советского историка А.А.Алексеева: «Практика воспитательной работы в школе вступала в противоречие с принципами комсомольской жизни»41. Требуя от комсомольцев активной помощи педагогическому коллективу в обучении и воспитании учащихся, съезд фактически поставил школьные комсомольские организации в полную зависимость от администраций42.
Рост второгодничества в школах области не уменьшался и после Х1 съезда ВЛКСМ, что в комсомоле воспринималось как следствие плохой комсомольской работы. ХП съезд ВЛКСМ в резолюции по Отчетному докладу о работе ЦК ВЛКСМ 23 марта 1954 г. вынужден был отметить: «Комсомольские организации недостаточно заботятся о культурном росте молодежи. Руководящие комсомольские органы плохо помогают школе в повышении успеваемости и укреплении дисциплины учащихся»43. В Тамбовской области в 1949-1950 учебном году второгодников было 40 228, в 1950-1951учебном году – 43 054, в 1951-1952 учебном году – 44 456. По итогам первой четверти 1952-1953 учебного года не успевало 62 648. В Ламском, Глазковском, Волчковском районах не успевал каждый второй-третий учащийся. В Зеленовской школе Ламского района успеваемость составляла на протяжении двух лет 43 %, в Больше-Липовецкой школе Тамбовского района из 600 учащихся не успевало 330, а в некоторых 5-7 классах этой школы успеваемость составляла 7-8 %44. Причем сами комсомольцы редко могли ставиться в пример. Например, по итогам первого полугодия 1952-1953 учебного года из 38 000 комсомольцев школ области не успевало 4 000 членов ВЛКСМ45. В 1952-1953 учебном году 40 000 школьников осталось на второй год. Из них более 6 000 комсомольцев и 20 000 пионеров. В Ламском, Глазковском, Моршанском, Хоботовском и Дегтянском районах второгодником оказался каждый 3-4 учащийся.
Не улучшилась успеваемость и в следующем учебном году. Первое полугодие показало, что не успевает каждый четвёртый ученик области. Были и такие школы, где не успевали все комсомольцы. В Николинской семилетней школе Красивского района каждый комсомолец имел 1-2 двойки, а секретарь Николай Бахрушев не успевал в первой четверти сразу по трём предметам. В Верхне-Ярославской школе Ламского района в прошлом учебном году из 22 десятиклассников к экзаменам на аттестат зрелости было допущено лишь 2 человека46. В первой четверти 1953-1954 учебного года успеваемость в школах Ламского района снизилась до 67%, а в отдельных школах до 30-40%47. За низкую успеваемость в школах областная комсомольская организация подверглась резкой критике даже на ряде пленумов ЦК ВЛКСМ48.
Однако, исходя из установки, согласно которой комсомольцы должны служить примером для остальных учащихся, обкомом ВЛКСМ школьная статистика обнародовалась выборочно: в пропагандистских целях традиционно подчеркивались успехи хорошо учившихся комсомольцев. В различного рода докладах, например, неоднократно подчеркивалось, что в 1949-1950 учебном году все учащиеся, окончившие школу с золотыми медалями, являлись комсомольцами, из 77 награждённых серебряными медалями 76 были членами ВЛКСМ49.
Комсомол следил за качеством преподавания, секретари комсомольских организаций посещали уроки в школах. О результате одного из таких посещений докладывал на пленуме Тамбовского обкома комсомола секретарь Ламского РК ВЛКСМ Колезнев: «Мне пришлось присутствовать на уроке географии в начальной школе. Учительница объясняя природные богатства Советского Союза, не увязывала это объяснение с показом на карте, где расположены эти богатства. После урока я у неё спросил: «Почему Вы не показываете это рябятам на карте?» Она говорит: «Да я и сама не знаю, где они находятся, эти богатства»50». Секретарь обкома ВЛКСМ Костенко, делясь увиденным на том же съезде, сказал: «Я был в Ракшинской школе. В ней полно коз, собак. Просто отвращение появляется, когда заходишь в неё»51.
Иногда комсомольские организации боролись за качество преподавания слишком радикально, в конечном счете, ломая человеческие судьбы не столько из-за качества преподавания, сколько из-за идеологических ошибок. Так, на уроке истории в Ламском районе, учитель, рассказывая биографию Сталина, сказал в виде пояснения: «Всё это товарищ Сталин испытывал на своей шкуре». Учительская комсомольская организация обсудила данный случай, и решением педсовета этого учителя освободили от работы52.
В некоторых случаях комсомольские требования к учителям были явно завышены, что подтверждают слова секретаря Центрального райкома комсомола г.Тамбова Филимоновой: «Учителя мало уделяют внимания внешкольной работе. Большинство бывают в школе в те часы, которые отведены им для уроков, а вечерами и в выходные дни учительский состав в школах не бывает»53.
Среди факторов, влиявших на качество работы комсомола в школе, была и неподготовленность некоторых комсомольских руководителей, склонных к скоропалительным выводам. Так, секретарь Кирсановского райкома ВЛКСМ Кузнецов 16 октября 1949 г. на семинаре секретарей школьных комсомольских организаций более 15 минут рассказывал о развёртывании социалистического соревнования по успеваемости между классами и отдельными учащимися, в то время как эта практика была осуждена ЦК ВКП (б) и правительством ещё в 1944 г.54.
3 сентября 1952 года ЦК ВЛКСМ принял постановление «О недостатках в работе с комсомольскими кадрами в Тамбовской областной комсомольской организации». В частности, подвергся критике отдел школьной молодёжи и пионеров, который возглавляла Бербешкина. Этот отдел за полтора года внёс на рассмотрение бюро 110 вопросов. « Отдел увлекался проведением массовых мероприятий, мало занимался черновой повседневной работой в школах и детских домах, недостаточно обучал пионерских и комсомольских работников практике работы, » - отмечал на VI пленуме Тамбовского обкома (1952 г.) секретарь обкома ВЛКСМ Демченко55.
Хорошо, что среди комсомольских руководителей все же было немало прагматиков, осознавших: причинами низкой успеваемости школьников являлись не только промахи в работе органов народного образования и комсомола, но и неблагоустроенность школ, трудная социально-экономическая ситуация. «В нашем районе неблагополучно с успеваемостью в школе, а с другой стороны учащиеся учатся в плохих помещениях МТС, в здании сельсовета, в разваленном индивидуальном крестьянском доме… В нашем районе на протяжении 7 лет не построено ни одной избы-читальни, клуба, школы,» - констатировал на VIII Тамбовской областной конференции ВЛКСМ секретарь Избердеевского районного комитета комсомола. Кузнецов56.
Комсомольские организации пытались направить свои усилия на материальную подержку нуждающихся учащихся. Создание фондов всеобуча при школах, организация платных концертов, выращивание овощей на пришкольных участках стали наиболее распространенными формами материального обеспечения нуждающихся учащихся.
Примечательно, что решения комсомольских органов считали руководством к действию и педагогические коллективы школ. Так, на одном из заседаний педагогического совета средней школы № 27 г.Тамбова слушался отчет классных руководителей 4-7 классов о ходе выполнения постановления УП пленума ЦК ВЛКСМ. Участники заседания оживленно обсуждали доклады коллег, делились опытом работы57.
Обком ВЛКСМ постоянно пытался улучшить ситуацию в общеобразовательных школах, на что и были направлены его постановления. Но исполнение указаний обкома, да и сам метод донесения этих указаний до районных комитетов оставляли желать лучшего. Так, секретарь Мичуринского райкома комсомола на пленуме обкома комсомола в декабре 1946 г. признавал: «Я лично, никаких указаний не получал, которые бы были направлены в сторону улучшения работы школьных комсомольских организаций. Мне недавно была телеграмма в райком из отдела школ обкома комсомола в декабре месяце провести широкое совещание с привлечением директоров школ, старших пионервожатых. А с какой целью провести, с какой тематикой – ничего не указано. Просто – «О мерах улучшения комсомольской работы в школах»58.
В конце изучаемого периода обком ВЛКСМ предпринял отчаянную попытку исправить ситуацию в школах с помощью центральных государственных и комсомольских органов. В ЦК ВЛКСМ и министерство просвещения РСФСР были направлены письма с информацией о низком качестве образования, кадровых и материальных проблемах тамбовских школ. В частности, сообщалось, что в начале 1953 г. в 90 средних и почти во всех семилетних школах иностранный язык преподавали специалисты по другим предметам, 80% учителей физвоспитания не имели соответствующего образования, не хватало десятков учителей по другим предметам. Вместимость имеющихся школьных зданий зачастую не обеспечивало проведение занятий даже в две смены. Министерство просвещения РСФСР в 1952 г. не выполнило обязательство о поставке в область 473 тысяч учебников59.
По-прежнему комсомольцы школ (впрочем, и остальные школьники тоже) активно привлекались к общественно-полезному бесплатному труду. В 1949 г. комсомольцы-школьники, в том числе городские, приняли активное участие в уборке урожая в колхозах Тамбовского района. 150 учеников школы № 27, работая в колхозе «Красный» Донского сельского совета убрали вручную ячменя на площади 3,5 га. Комсомольцы и учащиеся средней женской школы № 6 в количестве 115 человек, работая в колхозе «Путь Ильича» Покрово-Пригородного сельского совета, собрали 13 мешков колосьев ржи, овощи, а также работали на прополке лесопосадок60.
Социалистическое соревнование по лесоразведению, организованное ЦК ВЛКСМ, было прямым продолжением выполнения «Сталинского плана преобразования природы»61. Именно Тамбовская область стала одним из полигонов проверки новых подходов. Школьниками Уваровского района в 1952 г. было собрано 200 кг семян. Осенью 1952 г. силами комсомольцев и молодёжи было собрано 20 тонн желудей (план был 12 тонн). Из них только силами комсомольцев и школьников было заготовлено 2 тонны желудей. Общий план был выполнен на 106 %. Комсомольцы Горельской школы шефствовали над колхозом имени Будённого. Было посажено 12 га дуба62.
Не оставался без внимания комсомола и досуг школьников. Так, каждое воскресенье райкомами ВЛКСМ в райцентрах проводились комсомольско-молодёжные вечера, на которых сначала старшеклассники делали доклады, выступали с номерами художественной самодеятельности. Доклады были на темы: «Брак и семья в Советском государстве», «Комсомол - первый помощник большевистской партии», «Право на мечту и борьбу за мечту»63.
Во многих школах райцентров проводились лекции для учащихся, вечера художественной самодеятельности, например, лекция - концерт «Достижения советской музыки», «О творческом пути грузинского писателя Шота Руставели», «Русские писатели о Родине». Многие учащиеся могли найти себе занятие по душе в разнообразных кружках при школах. Почти в каждой школе работали физкультурный, хоровой, драматический, музыкальный, исторический, литературный, технический кружки. В начале 1950-х гг. кружками были охвачены 90% школьников области. Правда, надо заметить, что кружковая работа проводилась в русле идеологических установок. Приоритет отдавался литературным и юннатским кружкам как наименее затратным.
Стенгазеты, боевые листки и дневники, политинформации, комсомольские собрания – всё это было направлено на улучшение успеваемости и дисциплины, нравственное совершенствование учащихся. Так, тема одного из комсомольских собраний звучала как «Гордость и скромность», другого - «Воспитание воли и характера»64. На классных собраниях учащиеся сами делали доклады, проводили беседы, творческие вечера, конференции по обсуждению произведений советских писателей65.
Каждую неделю для учащихся проводились политинформации. Комитет комсомола и комсорги групп следили за посещением их всеми учащимися. На комсомольских собраниях обсуждались вопросы успеваемости, выполнения правил поведения учащимися, организации их досуга. Наибольшую активность в обсуждении вопросов проявляли учащиеся 9-10 классов. Тем комсомольцам, которые редко выступали, давались поручения, о выполнении которых они докладывали на комсомольских собраниях класса, школы66.
Для большего охвата детей во внеурочное время в городах области были организованы школьные площадки. Так, в г. Котовске были созданы две площадки при Дворце культуры и школе № 2. Со старшеклассниками организовывались прогулки в лес, по парку67. Был организован конкурс по изучению родного края, в котором приняли участие 300 школ области. Рассказовский горком ВЛКСМ регулярно организовывал экскурсионные поездки в Мичуринск и Тамбов. В Моршанске перед каждым детским киносеансом (ежедневно кино посещало 400 детей) комсомольцы проводили культурно-массовую работу: разучивали песни, проводили игры, беседы68. При детской библиотеке было создано 16 передвижек-библиотечек, которые обслуживали пионерлагеря и детские площадки69.
В 1947 г. по постановлению ЦК ВЛКСМ в городских, районных комитетах ВЛКСМ были созданы военно-физкультурные отделы. Проводились стрелковые и спортивные соревнования. Комсомольцы –старшеклассники сдавали нормы на значки БГТО и ГТО70. С 10 сентября по 10 октября 1947 г. комсомол провел месячник по строительству и оборудованию спортивных площадок при средних и семилетних школах.
Но в целом дело с развитием физической культуры и спорта в школах, особенно в сельской местности, обстояло плохо. Как правило, всё физическое воспитание среди учащихся заключалось в проведении от случая к случаю спортивных соревнований. В большинстве школ не были созданы секции и команды по различным видам спорта. Райкомы ВЛКСМ заменяли повседневную работу по физическому воспитанию на основе комплекса ГТО эпизодическими соревнованиями, кроссами71. Брались явно завышенные, рассчитанные на показуху обязательства. Так, в 1948 г. в газете «Комсомольская правда» комсомольцы Тамбовской области на всю страну сообщили, что они берут обязательства подготовить 20 128 комсомольцев значкистов ГТО, создать на всех предприятиях, в учебных заведениях, учреждениях, совхозах, где есть первичные комсомольские организации, коллективы физической культуры и секции, силами комсомольцев и молодёжи оборудовать 118 комплексных спортивных площадок и 80 простейших спортивных площадок при детских домах72.
В начале 1950-х годов школьному комсомолу удалось увеличить свои ряды в два раза по сравнению с довоенной численностью. В 1951-1953 гг.в комсомол вступило 52 893 тамбовских школьника73. В 1952 г. в области работало 1863 школы, в которых обучалось 300 000 учащихся. В рядах ВЛКСМ насчитывалось более 38 000 школьников области74. К началу 1954 г. их количество увеличилось до 44 232 человек75.
На первый взгляд кажется, что комсомольские организации иногда необоснованно вмешивались в личную жизнь школьников и их семей. Однако у здравомыслящего человека вряд ли должно вызвать осуждение «вмешательство», подобное тому, к которому призывала газета «Молодой сталинец» накануне выпускных экзаменов в школах: «Важно, чтобы на время экзаменов учащиеся были освобождены от каких бы то ни было поручений по домашнему хозяйству. Сделать – это долг каждого родителя»76. Во время экзаменов комсомольские организации следили за соблюдением распорядка дня, заботясь о том, чтобы чередовались занятия и отдых, развлечения, провозглашенные неотъемлемой частью подготовки к экзаменам. Тамбовский обком ВЛКСМ считал недопустимым во время экзаменов проводить какие либо собрания, отвлекающие учащихся от серьезной учебы.
Таким образом, анализ комсомольской работы в общеобразовательной школе первых послевоенных лет говорит о том, что в первую очередь комсомольцы пытались добиться улучшения успеваемости школьников. В то же время, из статистики успеваемости тех лет, видно, что кардинально данную задачу им решить не удалось. Во многом это было обусловлено социально-экономическими трудностями периода. В тоже время был выработан комплекс мер. способствовавших повышению качества учебного процесса, повышению успеваемости.
Именно в этот период школьные комсомольские организации стали ведущей силой в ВЛКСМ. Это проявилось как в резком увеличении количества школьных комсомольских организаций и их состава, так и активизации массовой работы комсомольцев-учащихся. Наравне с другими комсомольцами старшеклассники принимали участие в культурно-просветительной, идейно-воспитательной, трудовой деятельности ВЛКСМ. Повышение эффективности комсомольской работы, оптимизации распределения времени в повседневной жизни отдельных комсомольцев способствовало преодоление заблуждений, господствовавших в теории и практике работы школьных комсомольских организаций первых послевоенных лет.
Двоякую роль играло активное привлечение школьников к общественно-полезному труду. С одной стороны, оно имело большое воспитательное значение. Учащиеся приобщались к великому делу восстановления и развития отечественной экономики. С другой стороны, постоянные отвлечения от учебного процесса, тяжелые для детских организмов физические нагрузки не могли благоприятно отразиться на качестве учебы.
Воспитательная работа школьных комсомольских организаций была эффективной по содержанию, но непродуктивной по форме. Патриотическое содержание воспитательной работы глубоко проникало в сознание учащихся, но устарелые формы работы во многом обесценивали ее. Результатом этого противоречия было падение интереса у многих учащихся к общественной работе, появление неформальных организаций.
[1] Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.// Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т.3. М.,1968. С.285.
[2] КПСС в резолюциях… Т.8. С.281.
[3] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп. 1. Д.727. Л.1.
[4] КПСС в резолюциях… Т.8. С.281.
[5] ГАСПИТО.Ф. П-1184. Оп.1. Д.717. Л.9.
[6] Подсчитано по: ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.736, 737, 738, 893, 899, 958.
[7] ГАСПИТО.Ф. П-1184. Оп.1. Д. 715. Л. 26.
[8] ГАСПИТО.Ф. П-1184. Оп.1. Д. 730. Л. 1.
[9] ГАСПИТО.Ф. П-1184. Оп.1. Д. 730. Л. 24 об.
[10] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.805. Л.36
[11] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.853. Л. 1.
[12] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.770. Л.1-2.
[13] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.770. Л.13.
[14] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.805. Л.38.
[15] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.932. Л.25.
[16] РГАСПИ. Ф.М-1. Оп.3. Д.710 а. Л.124.
[17] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.1011. Л.31.
[18] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д. 853. Л. 1.
[19] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.771. Л.2.
[20] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д. 805. Л. 123.
[21] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д. 853. Л. 1.
[22] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.770. Л.19.
[23] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.996. Л.8.
[24] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.770. Л.13.
[25] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.781. Л.113.
[26] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.805. Л.38
[27] Алексеев А.А. От войны – к миру: комсомол в первое послевоенное десятилетие // Позывные истории. Вып.9. М.,1990. С.186.
[28] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.1011. Л.32
[29] Есиков С.А., Пеньков А.В. Проблемы тамбовской деревни в первые послевоенные годы (1945-1950 гг.) // История Тамбовского края: век XX-й. Тамбов, 2006. С. 74.
[30] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп. 1. Д.770. Л.44.
[31] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д. 777. Л. 83.
[32] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д. 777. Л.93.
[33] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.853. Л.2.
[34] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.781. Л.117
[35] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.770. Л.17.
[36] Подсчитано по: ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.958. Л.1-2.
[37] Подсчитано по: ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.959. Л.1-2. Д.1037. Л.1-2.
[38] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.853. Л.5.
[39] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.1135. Л.22.
[40] См.: Х1 съезд ВЛКСМ: Стеногр. отчет. М.,1949. С.449-455.
[41] Алексеев А.А. От войны – к миру: комсомол в первое послевоенное десятилетие // Позывные истории. Вып.9. М., 1990. С.187.
[42] Такое положение сохранялось до 1956 г., когда Бюро ЦК ВЛКСМ признало неоправданность ряда решений ХП пленума ЦК ВЛКСМ 1944 г.
[43] ХП съезд ВЛКСМ.19-27 марта 1954 г. Стеногр.отчет. М.,1954. С.416.
[44] ГАСПИТО Ф. П-1184. Оп. 1. Д. 1166. Л. 7.
[45] ГАСПИТО Ф. П-1184. Оп. 1. Д. 1166. Л. 8.
[46] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.1198. Л.35.
[47] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.1198. Л.35.
[48] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.1061. Л.31.
[49] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.932. Л.25.
[50] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.770. Л.29.
[51] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.770. Л.58.
[52] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.770. Л.29.
[53] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.770. Л.36.
[54] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.937. Л.20.
[55] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.1069. Л.12.
[56] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.1061. Л.23.
[57] Молодой сталинец. 1952. 3 янв.
[58] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.716. Л.50 об.
[59] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.1166. Л.7-12.
[60] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.51.Л.3
[61] «Сталинский план преобразования природы» - программа научного регулирования природы. Принят в 1948 г. Предусматривал наступление на засуху путем посадки лесозащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов.
[62] ГАСПИТО Ф. П-1184. Оп.1. Д.1134. Л.29.
[63] ГАСПИТО Ф. П-1184. Оп.1. Д.730. Л.25.
[64] ГАСПИТО Ф. П-1184. Оп. 1. Д. 853. Л. 5 об.-6.
[65] ГАСПИТО Ф. П-1184. Оп. 1. Д.727. Л.1 об. Д.805. Л.36.
[66] ГАСПИТО Ф. П-1184. Оп. 1. Д.853. Л.1 об.
[67] ГАСПИТО Ф. П-1184. Оп. 1. Д.727. Л.50.
[68] ГАСПИТО Ф. П-1184. Оп. 1. Д.727. Л.50.
[69] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.727. Л.50 об.
[70] Готов к труду и обороне - всесоюзный физкультурный комплекс, в который входили гимнастические упражнения, бег (на короткие и средние дистанции), прыжки (в длину или высоту), метание (диска, копья, толкание ядра и др.), плавание, лыжные гонки (для бесснежных районов — марш-бросок или велогонки), стрельба (только для юношей). Введён в 1931 по инициативе ВЛКСМ; в 1932 дополнен 2-й ступенью и в 1934 — ступенью «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). 1-я ступень ГТО рассчитана на девушек и юношей 16—18 лет; 2-я — на взрослых (19 лет и старше), ступень БГТО — на девочек и мальчиков 14—15 лет.
[71] ГАСПИТО Ф. П-1184. Оп.1. Д.805. Л.43.
[72] ГАСПИТО Ф. П-1184. Оп.1. Д.805. Л.43.
[73] Подсчитано по:ГАСПИТО.Ф. П-1184. Оп.1. Д.1117, 1170, 1171.
[74] ГАСПИТО.Ф. П-1184. Оп.1. Д.1061. Л.31.
[75] Подсчитано по: ГАСПИТО.Ф. П-1184. Оп.1. Д.1171. Л.1-2.
[76] Экзамены в школах // Молодой сталинец. 1952. 21 мая.