Беляев Артем Александрович
Шефство над пионерскими организациями всегда было в центре внимания комсомола. В первые послевоенные годы все советы пионерских организаций работали под руководством соответствующих комитетов комсомола. Съезды и конференции комсомола заслушивали отчёты советов пионерских организаций, давали оценку их деятельности. Тамбовский областной комитет, горкомы, райкомы ВЛКСМ регулярно анализировали положение дел в пионерских дружинах, ученических коллективах, вовлекали пионеров и школьников в общественную работу.
Главные задачи пионерской организации в послевоенное время ЦК комсомола видел в оказании помощи школе и учителю в борьбе за получение учащимся прочных знаний, вовлечение школьников в посильную общественно-полезную работу, укрепление дисциплины и хорошего поведения детей в школе, дома, общественных местах. Пионерские организации нацеливались воспитывать пионеров и школьников в духе советского патриотизма, беззаветной любви и преданности Родине, развивать у детей настойчивость в преодолении трудностей, аккуратность, смелость, бодрость, физическую выносливость, чувство коллективизма, уважение к старшим, прививать пионерам и школьникам общественные навыки, умение проявлять инициативу в общественной работе1.
В июле 1946 г. в целях развёртывания инициативы и самодеятельности пионеров ЦК ВЛКСМ принял постановление «О введении выборности в пионерских организациях», на основе которого упразднялись штабы отрядов и дружин, система приказов, отменялось назначение вожатых звеньев, начальников и членов штабов отрядов и дружин. Устанавливались единые сроки выборов и отчётов во всех пионерских организациях. Во главе пионерского звена теперь стоял выборный вожатый звена, во главе отряда выборный совет отряда, во главе дружины выборный совет дружины. Совет дружины из своего состава избирал председателя совета, редактора стенной газеты и знаменосца дружины. Устанавливалось, что вожатые звеньев, советы отрядов и дружин регулярно отчитываются о своейработе перед пионерами2
В сентябре 1946 г. было принято решение, которым определялось, что в пионерскую организацию принимаются дети с 9-летнего возраста. Это позволяло создать пионерские отряды и дружины во всех начальных школах3.
Среди новшеств, практикуемых во взаимоотношениях пионерских и комсомольских организаций в послевоенные годы, следует отметить приглашение пионеров на комсомольские собрания, введение при райкомах и горкомах комсомола института инструкторов – общественников из числа комсомольского актива по различным вопросам пионерской работы. Во всех комитетах комсомола предприятий и учреждений одному из членов комитета поручалось поддерживать связь со школой, детским домом, пионерской организацией.
Руководящие органы ВЛКСМ все активнее нацеливали первичные организации на проведение военных и спортивных игр, соревнований, смотров художественной и технической самодеятельности учащихся. В городах обычными формами работы с пионерами становились чтения и обсуждения книг, спектаклей, кинофильмов.
Массовой формой пионерской работы стали походы и путешествия пионеров по родному краю. Силами пионеров и школьников изготавливалось простейшее походное снаряжение. Хотя, как правило, пока походы не выходили за пределы района или области, надо признать и их ценность для расширения знаний школьников в области истории, географии, естествознания, литературы. Проводя походы, комсомольские организации ставили перед каждым отрядом юных путешественников задачи по пополнению учебных кабинетов гербариями, коллекциями насекомых, минералов, альбомами и другими учебными пособиями.
Тем не менее, в принятом в марте 1947 года постановлении ЦК ВЛКСМ «Об улучшении работы пионерской организации» справедливо отмечалось, что многие дружины и отряды копировали методы учебной работы школы, ограничивали свою работу скучными докладами и утомительными сборами в стенах школы4. Анализ пионерской работы в Тамбовском районе в 1946 г. подтверждает, что нередко вся пионерская деятельность сводилась к проведению пионерских сборов в виде собраний, во многих школах пионерские дружины организационно не оформились, не имели знамен, в большинстве школ отсутствовали пионерские комнаты и уголки5.
В тоже время в Тамбовской области были распространенными и пионерские сборы, проводимые в занимательной форме, похожей на вечера художественной самодеятельности, но выступали на них одни и те же пионеры6 . Комсомольские организации нацеливались учитывать здоровые стремления и интересы детей, учитывать особенности возрастных пионерских групп. Тамбовский обком ВЛКСМ рекомендовал шире распространить проведение в дружинах и отрядах конкурсов на лучшего плясуна, исполнителя народных песен7.
Практически повсеместно в пионерских организациях создавались кружки юных натуралистов (юннатские). В марте 1947 г. Бюро ЦК ВЛКСМ приняло постановление, в котором одобрило инициативы по развитию школьного садоводства8. По решению Тамбовского обкома ВЛКСМ с 1 по 15 августа 1947 г. во всех районах и городах области были проведены слёты юных мичуринцев, на которых были подведены итоги работы юннатов за год и были намечены задачи на 1947-1948 учебный год. Здесь же были избраны делегаты на областной слёт юных мичуринцев.
Всего на слёт прибыло 200 человек юннатов, в том числе 14 из центральной станции юннатов Москвы и 6 из областной станции юннатов Саратова. На областной выставке юннатов от большинства городов и районов были представлены экспонаты: сорго, соя, африканское просо (Тамбов), 14 сортов винограда, привитые на картофеле томаты, голосеменные: рожь, пшеница, ячмень (Мичуринск), высокоурожайная капуста, помидоры, огурцы (Староюрьевский район) и другие культуры. 20 августа участники слёта были на экскурсии в основном питомнике, на могиле И.В.Мичурина. После экскурсии все посетили кинотеатр. 21 августа открылся слёт. С докладом об итогах работы кружков юннатов в 1946-1947 гг. выступил директор областной технической и юннатской станции Колодин. Затем развернулись оживлённые прения среди делегатов. Они делились опытом своей работы, рассказывали о своих планах на новый год9. Лучшие юннаты были премированы отрезами на платье, костюмами, музыкальными инструментами, библиотечками10.
Комсомольцами практиковалось и участие во всесоюзных конкурсах, Например, в 1948г. юннаты Тамбовской области приняли активное участие во Всесоюзном конкурсе на лучшего юного садовода. Особенно выделились учащиеся Гавриловского, Рассказовского, Жердевского, Старо-Юрьевского районов, Тамбова, Мичуринска. Все работы, связанные с посадкой плодовых и декоративных деревьев, возглавляли комсомольские организации и пионерские дружины школ. В Гавриловском районе в конкурсе принимали участие учащиеся 15-ти семилетних школ, одной средней и двух детских домов. В Космодемьяновской семилетней школе этого района был заложен фруктовый сад площадью 2,4 га, где посадили 200 яблонь, 150 кустов смородины, 600 различных декоративных деревьев11. В Мичуринске пионеры и комсомольцы заложили сад площадью 3 га. Было посажено 300 плодовых деревьев (яблони, вишни и груши), 100 кустов ягодников, 50 штук рябины, 500 ирги, 300 жимолости, 700 американского клёна, 200 акаций, 100 ясеня. А на опытном участке выращивались овощи. Перед зданием школы был разбит цветник. Цветочная рассада для цветника была выращена учащимися12. В школах № 9 и № 19 Тамбова членами кружка юннатов был посажен сад площадью 1800 м², в котором разместили 64 груши и яблони, 348 кустов малины, 12 смородины, 28 винограда, 13 слив, 250 декоративных деревьев. Кроме сада был организован и опытный огородный участок на площади 528 м². На площади 160 м² юннаты развели цветники13.
На тот момент в области работало более 600 кружков юных натуралистов, где занималось более 15 000 тысяч учащихся. На занятиях в кружках, в школах, на сборах дружин, отрядов были проведены лекции и беседы: «Уход за плодовыми деревьями», «Птицы – друзья садов», «Как разводить землянику и малину», «Семена культурных и сорных растений». Работа юннатов состояла из теоретической подготовки кружковцев, практической работы в саду и огороде, сборе коллекций, организаций экскурсий и выставок. 35 672 плодовых и декоративных деревьев было посажено членами этих кружков. Всего по области в период конкурса было посажено около 200 000 плодовых и декоративных деревьев14.
Проводя работы по выращиванию растений, уходу за сельскохозяйственными животными, юннаты приобретали некоторую практическую подготовку в области сельского хозяйства. Особенно большое значение имела хорошо поставленная кружковая работа в сельской школе, которая стала агитатором за внедрение в колхозы передовой агротехники15. Не обошлось, к сожалению, без шапкозакидательства, свойственного тогдашней отечественной аграрной науке, попавшей под «чуткое руководство» Т.Д.Лысенко. Юннаты тоже любили похвалиться «сельхозчудесами». В обращении участников Всесоюзного слета юных садоводов, состоявшегося в г.Мичуринске в августе 1948 г., например, говорилось: « Мы посадим в пришкольных, колхозных и приусадебных садах плодово-ягодные растения, выведенные И.В.Мичуриным и его последователями, выведем новые сорта. Так, как учил И.В.Мичурин, будем продвигать южные культуры на север. Будем бороться за высокий урожай путем отбора засухоустойчивых урожайных растений и семян»16. Но в целом массовое участие школьников под руководством комсомольских организаций в озеленении городов и сел, в создании полезных лесополос сыграло огромную созидательную роль. Обком ВЛКСМ поддержал инициативу комсомольских и пионерских организаций Мичуринска заложить при каждой школе плодово-ягодный питомник17. Только за 1951 год руками пионеров и школьников было заложено 367 садов, 473 питомника при школах области. В конце 1951 г. в 50% школ имелись фруктовые сады, при многих школах имелись опытные участки, а число вовлечённых в движение юных садоводов в области достигло 60 тысяч пионеров и школьников18. Весной 1953 г. пионеры и школьники Мичуринского района посадили 330 га садов и ягодников19.
Однако общественные работы использовались не только в воспитательных целях, зачастую пионеры выступали в качестве организованной рабочей силы. В частности, в июле 1946 г. бюро обкома ВЛКСМ обратилось к пионерам и школьникам с призывом организовать досбор колосьев. На полях работало 25 тысяч пионеров20. «… В период уборочных работ и хлебозаготовок непосредственное участие на полях принимали 3 тысячи учащихся и комсомольцев, а также пионеров. Мы из них организовали контрольно-молотильные посты. Нам благодаря этому удалось помочь РК партии, в числе первых по области выполнить план поставок хлеба государству,» - докладывал на IX пленуме обкома комсомола (сентябрь 1947 г.) секретарь Жердевского райкома комсомола Поваляев21 Он же признавал: «О пионерах и школьниках мы вспоминаем тогда, когда на хозяйственном фронте намечается прорыв и тогда используют эту силу в качестве аварийной, для того, чтобы решить задачу»22.
В декабре 1948 года в постановлении Центрального Комитета партии отмечалось, что вовлечение учащейся молодёжи в общественную работу осуществлялось во многих школах беспланово, пионерский актив был перегружен поручениями, некоторые райкомы ВЛКСМ вызывали школьников в учебное время для приёма в комсомол23.
На Х1 съезде комсомола в новой редакции был утвержден раздел Устава ВЛКСМ «О пионерской организации». Особо подчеркивалось, что организация юных пионеров должна содействовать воспитанию пионеров и школьников в духе советского патриотизма, развивать у детей любовь к знаниям, труду, дисциплинированность, активность, уважение к старшим»24. Съезд нацеливал комсомольские организации повседневно руководить работой пионерских отрядов и дружин, развивать самодеятельность пионеров, добиваться, чтобы каждый пионер был примером для учащихся в учении и дисциплине. В Уставе говорилось: «Комсомольские организации должны заботиться о работе пионерских лагерей, дворцов и домов пионеров, пионерских комнат, спортивных площадок, театров, детских технических и туристических станций и т.д.»25.
Вскоре после съезда министр просвещения издал приказ, которым руководители и учителя школ обязывались повысить внимание к пионерским и комсомольским школьным организациям. Но было очень трудно переломить ситуацию, когда педагогические коллективы, как правило, имели предубеждения против смешивания учебной и общественной работы. «Но поговорили … и забыли» - так оценивал положение секретарь Тамбовского райкома ВЛКСМ Макаров. «Вы подготовьте, а я приду и посмотрю»,- такую фразу из уст учителей в отношении пионеров и вожатых он считал типичной26.
VII пленум ЦК ВЛКСМ (октябрь 1951 г.), обсудив вопрос «О работе пионерской организации имени В.И. Ленина», вновь отметил, что серьёзным недостатком, мешающим правильно организовывать занятия и отдых школьников, является перегрузка учащихся общественной и другой неучебной работой27.
В городе Тамбове перегрузка пионеров и школьников в 1950-1951 учебном году выражалась во множестве совещаний, семинаров, заседаний с пионерами-активистами, на что указало бюро областного комитета ВЛКСМ в апреле 1951 г., когда рассматривался вопрос о работе городской пионерской организации28. Один и тот же пионер подчас выполнял обязанности вожатого звена, члена совета отряда, дружины, редактора стенной газеты, члена учкома и участвовал в работе двух-трёх предметных кружков. Нередко бывало, когда пионерского или комсомольского активиста снимали с уроков для оформления стенной газеты к празднику, для написания плакатов, для репетиции пьесы, для участия в различного рода соревнованиях29.
Перегрузка общественными заданиями мешала успеваемости пионеров. На том же VII пленуме ЦК ВЛКСМ Тамбовская областная комсомольская организация была подвергнута критике за то, что многие пионерские дружины и отряды городов и районов области в своей деятельности не достаточно внимания уделяли учебно-воспитательным задачам школы. Отмечалось, что среди пионеров ещё много неуспевающих, допускающих нарушение учебной дисциплины в школе30. По итогам 1950-1951 учебного года в Тамбовской области 33 363 ученика имели работы на осень. Выдержали осенние испытания только 19341 из них. В том же учебном году были оставлены на второй год 43054 учащихся. Большая часть неуспевающих - дети пионерского возраста. В Ламском районе 1189 пионеров и школьников (50 %) в 1950-1951 учебном году были оставлены на второй год. В Глазковском районе не успевал каждый четвёртый учащийся. В Избердеевской средней школе в четвёртом классе, в котором большинство учащихся были пионеры, 22 ученика из 24 были оставлены на второй год31.
Недостатки, отмеченные на VII пленуме ЦК ВЛКСМ в проведении воспитательной работы с пионерами в целом по стране, имели место и в Тамбовской областной пионерской организации: «Эта важная работа ведётся у нас во многих школах без учёта возраста и знаний пионеров, без участия учителя и комсомольской организации, находится в загоне, что приводит к извращениям в пионерской работе,» - признавал на V пленуме Тамбовского областного комитета ВЛКСМ (ноябрь 1951 г.) секретарь обкома Демченко32 , приводя в пример множество фактов. В частности, в Блохинской семилетней школе старшая пионервожатая проводила беседу с пионерами на тему: «Что такое «друзья» народа и как они воюют против социал-демократов». В Ивенской семилетней школе Моршанского района старшая пионервожатая Петрова ежедневно проводила обзор текущих событий в течение пяти минут после физкультурной зарядки на улице для учащихся всех классов без учёта возраста учеников. Во всех пионерских отрядах этой школы три года подряд планировалось групповое чтение книги «Четвёртая высота»33 .
Далеко не всегда шефствующие над пионерами комсомольские организации хотя бы вспоминали о своих обязанностях. Так, шефствующие над мужской железнодорожной школой № 52 г.Тамбова комсомольцы Вагоноремонтного завода в 1951 г. ни разу не посетили школу34.
Большую роль в воспитательном процессе пионеров играло качество работы пионервожатых. В сферу обязанностей комсомольской организации входило обучение кадров вожатых, подавляющее большинство которых в послевоенные годы составляли выпускники средних школ. Через институт усовершенствования учителей и районные педагогические кабинеты было организованно обучение старших пионерских вожатых школ и детских домов основам педагогики и психологии, методике пионерской работы. Ежегодно стали проводиться осенние и зимние лагерные сборы старших и отрядных вожатых-новичков и ежемесячно – на базе Домов пионеров – семинары вожатых.
XI съезд ВЛКСМ в резолюции «О работе комсомола в школе» указал на необходимость улучшить работу руководящих комсомольских органов по подбору, подготовке и воспитанию кадров пионерских вожатых. «Необходимо окружить пионерских вожатых повседневным вниманием и заботой, оказывать им всемерную помощь, воспитывать у комсомольцев и пионеров уважение к работе вожатого». Райкомы, горкомы, обкомы комсомола должны были обеспечить каждую пионерскую дружину хорошо подготовленными пионервожатыми. «Надо, чтобы в ближайшие годы все старшие пионервожатые получили педагогическое образование»35.
В реальности в Тамбовской области очень велика была текучесть кадров пионервожатых. За шесть месяцев 1951 г. сменилось 389 старших вожатых, в том числе 130, т.е. (30%) освобождённых старших вожатых36. На декабрь 1952 г. в области не хватало 13 освобождённых старших пионерских вожатых и 26 неосвобождённых37. Комсомольские организации были вынуждены направлять на пионерскую работу людей неподготовленных, не имеющих соответствующего образования для работы с детьми. Так, в 1952-1953 учебном году,из 32 старших вожатых Хоботовского района 22 человека имели только неполное среднее образование38. А в Никифоровском районе старшими пионерскими вожатыми в ряде начальных школ работали граждане в возрасте от 40 до 60 лет39. Объясняется это, прежде всего, материальными условиями, в которых находились старшие пионервожатые. Зарплату им платили за счёт бюджета сельского совета, а сельский совет задерживал выплату заработной платы порой на 2-6 месяцев. Поэтому на работу пионервожатыми назначались в основном те, кто не мог найти другую работу40. Ужасающей была текучесть кадров. В 1950 г., например, сменилось 34% штатных вожатых области41.
Комсомол был ответственным и за проведение каникул пионеров и учащихся. Во время зимних каникул во всех школах организовывались елки с подарками. Уже в первый послевоенный Новый год была организована постройка снежных горок при парке пионеров и во дворе школ, коллективный бесплатный просмотр детских кинофильмов42.
Во время летних каникул 1946 г. первичными комсомольскими организациями было организовано по Тамбовской области 25 пионерских лагерей с общим количеством пионеров 6 639 и 38 школьных площадок с общим количеством 3 602 человека. Только на средства комсомола в 1946 г. отдыхало 1 500 детей43.
Для детей, остающихся на лето в городе, в Моршанске были организованы детские киносеансы. Пред каждым из таких просмотров комсомольцы проводили с детьми игры, беседы, разучивали песни, стихи. По воскресным дням организовывались утренники. За лето Моршанский горком ВЛКСМ провёл 8 экскурсий для детей: в город Мичуринск, на строительство Мамонтовского гидроузла, на газопровод, суконную фабрику и др. За каникулы обком ВЛКСМ совместно с облоно провёл смотр художественной самодеятельности школ и детдомов, в котором приняли участие 700 человек. С 1 по 4 августа в Мичуринске проводился областной слёт юных мичуринцев, на котором было 120 делегатов от пионерских дружин районов. В июле обкомом ВЛКСМ была проведена традиционная летняя спартакиада, посвящённая маршалу Жукову, в которой приняли участие 19 550 пионеров. Был проведен конкурс по изучению родного края, в котором приняли участие 300 школ44.
В первые дни каникул в пионерском лагере «Ревтруд» по всем пионерским отрядам были проведены сборы на тему «Жизнь в пионерском лагере», на котором ребята ознакомились с режимом дня, правилами поведения в лагере. Два раза в неделю проводились политинформации. По отрядам были проведены беседы «Великие вожди нашей Родины», «Наши маршалы», «О честном слове пионера», «Юные пионеры в дни Великой Отечественной войны», «О дружбе народов СССР», «О Суворове», «О Щорсе», «Кем ты хочешь быть?» и др. Систематически организовывалось коллективное чтение «Пионерской правды», журналов «Вожатый», «Костёр» и «Пионер». Были прочитаны и обсуждены книги: «Слепой музыкант», «Хижина дяди Тома», «Человек Америки», «Дорогие мои», «Мальчишки», «Судьба барабанщика» и др. Комсомольцами – активистами было выпущено 4 стенгазеты и 5 фотомонтажей, 15 боевых листков. Проводились походы на песчаную гору, вышку, экскурсии на лесопильный завод, на торфоразработки, к истоку Тулиновского озера, на Святое озеро. Каждую субботу устраивались вечера художественной самодеятельности, общелагерные костры. Всегда охотно занимались пионеры лепкой, рисованием, вышиванием. Особый интерес у ребят вызывали военизированные игры45.
В пионерских лагерях г. Моршанска проходили коллективные просмотры кинокартин. 8 концертов дал кукольный театр. Любители спорта занимались в волейбольных и футбольных кружках46.
Летом 1947 г. в 25 пионерских лагерях отдохнули более 10 000 детей, на детских оздоровительных площадках более 8 000 школьников. В 30 пионерских лагерях и детских оздоровительных площадках летом 1948 г. отдохнуло около 20 000 школьников47. Отдых в пионерских лагерях, таким образом, становился все более массовым, «пионерское лето» постепенно становилось характерной чертой повседневной жизни детей Тамбовской области.
На своих заседаниях местные комитеты комсомола неоднократно рассматривали вопросы летнего отдыха пионеров и школьников. Загородный пионерский лагерь рассматривался как предпочтительная форма организации летнего отдыха детей. Однако большое значение придавалось и созданию городских пионерских лагерей. При каждом лагере создавался совет, куда обязательно входили представители комсомольской организации. При сельских школах в летнее время создавались сводные пионерские дружины, проводившие разнообразную культурно-массовую и физкультурную работу. Комсомольские организации, как правило, брали под свою опеку функционировавшие в лагерях музыкальные, драматические, танцевальные кружки. Придавая большое значение хоровому пению, ЦК ВЛКСМ требовал в каждом пионерском лагере создавать детский хор48. В отличие от довоенного периода комсомол все чаще создавал кружки для проявлявших интерес к технике: авиамодельные, радиолюбителей, судостроителей.
27 апреля 1951 г. Секретариат ЦК ВЛКСМ утвердил «Положение о загородном пионерском лагере», в котором были закреплены основные принципы, апробированные в пионерских лагерях первых послевоенных лет49.
С 1952 г. комсомольские и пионерские организации были главными организаторами проведения на местах мероприятий, посвященных Международному дню защиты детей. Митинги, собрания, пионерские линейки проходили под знаком борьбы за мир, за охрану жизни и здоровья детей.
Перед комсомольскими организациями была поставлена задача развернуть активную работу по созданию хоровых коллективов в школах50.Вместе с руководством школ комитеты ВЛКСМ участвовали в подборе преподавателей, способствовали приобретению музыкальных инструментов и новой литературы. В 1951-1952 учебном году в большинстве районов области удалось провести первые смотры пионерских хоровых коллективов. Однако в тоже время во многих сельских школах из-за отсутствия учителей не проводились даже уроки пения и музыки. Во многих школах хоровыми коллективами руководили пионервожатые или педагоги, не имеющие специального музыкального образования51.Это также негативно сказывалось на досуге пионеров. Репертуар пионеров зачастую не соответствовал возрасту исполнителей52.
Иногда комсомольские организации сами вносили неразбериху в процесс руководства пионерскими организациями. Так, Мучкапским и Моршанским РК ВЛКСМ было дано указание об объединении пионеров параллельных классов в сводные пионерские отряды, что и произошло в Кировской и Ивенской семилетних школах53.
Обком и многие райкомы ВЛКСМ особенно мало внимания уделяли сельским пионерским дружинам. Комсомольские работники, бывая в колхозах, мало интересовались работой пионерских организаций. Многие пионерские отряды и дружины в сельских школах попросту бездействовали54. Так, в Коростелёвской семилетней школе Мучкапского района пионерская организация прекратила своё существование. Вожатая пионерского звена 5 класса Зоя Казанина при беседе руководства обкома с ней, с обидой заявила, что работа в её звене отсутствует, начиная с 3 класса, да она и не знала, как организовать работу в звене55. В Моздокской семилетней школе Каменского района пионерская дружина до конца 1951 года организационно не была оформлена, пионерские отряды не были созданы, пионеры не носили галстуков. Сборы звеньев, отрядов, дружины не проводились56.
Трудности в работе пионерских организаций в сельской местности объясняются и тем, что в начальных школах не было освобождённых старших пионервожатых и комсомольских организаций. В Тамбовской области таких школ в конце 1951 г. насчитывалось 126257. Было немало случаев. когда на работу вожатыми направляли некомсомольцев, а иногда и людей в пожилом возрасте58.
XI съезд ВЛКСМ рекомендовал усилить связь учителей и вожатых, потребовал всю пионерскую работу проводить под руководством директоров школ, учителей и классных руководителей, подчеркнув: «Деятельность пионерских организаций должна быть подчинена учебно-воспитательным задачам школы, являться составной частью воспитательного процесса, осуществляемого в школе директором и учителями»59.
В практике работы многих пионерских дружин исполнение этого положения доходило до извращений. В пионерскую организацию механически переносились методы учебной работы. Пионерские сборы нередко проходили по темам уроков, являлись худшим воспроизведением того. что дети слушали на уроках. Вот,например, темы пионерских сборов в пионерских отрядах Лученской школы Никифоровского района: «О сущности христианства», «О всемирном потопе», «Легенда о происхождении земли»60. У ребят пропадал элементарный интерес к пионерской работе, когда за них все решали старшие, пионерский актив подменялся вожатыми и учителями.
Впрочем, в провинциальных условиях доходило и до обратной ситуации. Заведующий школьным сектором облоно на V пленуме Тамбовского областного комитета ВЛКСМ (ноябрь 1951 г.), оценивая руководство пионерской организации со стороны директоров и учителей школ, говорил: «В практической деятельности школы до сих пор лишь декларируется мысль, что пионерская работа является чисто воспитательной работой, в значительной же части школ их директора и учителя считают её «прикладной» работой… Мы установили, что директор Савлинской школы Гавриловского района Шаров не только не знает содержания пионерской работы, но даже не знает того, что пионерская дружина состоит из отрядов, считает, что они, якобы, отменены»61. Директора и заведующие школами порой не только не помогали комсомолу, но и плохо заботились о выделении пионерских комнат или пионерских уголков, не всегда считали нужным приобретать пионерское снаряжение62.
Пионерская организация выросла к 1954 г. до 14 миллионов человек63, но слишком явными были недостатки в ее работе. Неслучайно ХП съезд ВЛКСМ вновь специально обсудил вопрос о работе пионерской организации. Отмечалось, что выполнение указания предыдущего съезда о подчиненном характере деятельности пионерской организации по отношению к учебно-воспитательным задачам школы нередко выливалось в преувеличение роли учителя в пионерской деятельности, приводило к отождествлению пионерской и внеклассной учебно-воспитательной работы. Пионерские сборы нередко превращались в дополнительные уроки, где ребята решали задачи, писали диктанты.
В резолюции съезда подчеркивалось, что борьба пионерских дружин и отрядов за прочные знания учащихся должна осуществляться методами, свойственными пионерской организации как самодеятельному объединению детей, строиться интересно и увлекательно, без формализма и казенщины. Осуждалась практика подмены пионерского актива вожатыми и учителями, овзросления пионерской работы. Внимание комсомольских организаций обращалось на необходимость устранить нарушения принципа самодеятельности, утверждать творческий подход к работе с детьми, стремящимися к романтике, любящими игру и увлекательные занятия64. Комсомольским организациям было поручено принять активное участие в создании производственных кружков «умелые руки», учебно-производственных пришкольных участков. Было признано целесообразным за успехи в отдельных видах пионерской работы награждать значками «Юный техник», «Юный натуралист», «Юный турист». ЦК ВЛКСМ учредил Книгу почета пионерской организации имени В.И.Ленина и нагрудный значок «Лучшему пионерскому вожатому».
На работу комсомола с пионерскими организациями в первые послевоенные годы можно посмотреть с двух основных позиций. С одной стороны, важнейшей задачей государства в те годы было восстановление народного хозяйства, обеспечение экономического роста. В связи с этим задачей комсомола было вовлечение в этот процесс всей молодёжи, в том числе и пионеров. Из вышеприведённых фактов видно, что с этой задачей комсомол успешно справлялся.
Вторым важным направлением в работе с пионерией был вопрос воспитания, который в свою очередь тоже можно разделить на две основные составляющие. Это воспитание, как тогда говорили, «политической сознательности», и общее воспитание, направленное на повышение общекультурного уровня пионеров. Претворению в жизнь их целей в первую очередь мешал кадровый голод, особенно актуальный для сельских организаций. Но и в сложившихся условиях наблюдались некоторые улучшения воспитательной работы. Комсомол, с учётом послевоенной разрухи, старался внести разнообразие в работу пионерской организации. Из документов того времени видно, что все основные недостатки в работе комсомола с пионерией были известны тогдашнему руководству ВЛКСМ. Комсомольские органы изучали статистические данные и старались улучшить плохие показатели. Постановления ЦК ВЛКСМ, Тамбовского обкома ВЛКСМ, районных и городских комитетов комсомола были направлены на улучшение работы с пионерией. В тоже время, в погоне за статистикой, терялся индивидуальный подход к каждому пионеру. Оживление работы в пионерских отрядах, звеньях было заметно, главным образом, в период подготовки к сборам, конференциям, праздникам, торжественным дням65, т.е. по-прежнему господствовал пресловутый кампанейский подход.
Подпись рецензента:
Дата:18 марта 2011
[1] Сборник постановлений ЦК ВЛКСМ. 1946-47 гг. М.: Мол. гвардия, 1948. С.23-24.
[2] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.712. Л.119.
[3] Славный путь Ленинского комсомола. В 2-х тт. Т.2. М.,1974. С.278.
[4] История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сулемова.-2-е изд., доп. и испр.-М.: Просвещение, 1983. С.232.
[5] ГАСПИТО.Ф.1184. Оп.1. Д.717. Л.9.
[6] ГАСПИТО.Ф.1184. Оп.1. Д.996. Л.17.
[7] ГАСПИТО.Ф.1184. Оп.1. Д.717. Л.10.
[8] РГАСПИ.Ф.М-1.Оп.3. Д.490. Л.20-22.
[9] ГАСПИТО Ф.1184. Оп.1. Д.815. Л.1.
[10] ГАСПИТО Ф.1184. Оп.1. Д.815. Л.2.
[11] ГАСПИТО Ф.1184. Оп.1. Д.815. Л.10.
[12] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.815. Л.11.
[13] ГАСПИТО Ф.1184. Оп.1. Д.815. Л.12.
[14] ГАСПИТО Ф.1184. Оп.1. Д.815. Л.15-16.
[15] ГАСПИТО Ф.1184. Оп.1. Д.815. Л.19.
[16] РГАСПИ. Ф.М-1.Оп.3. Д.490. Л.22.
[17] Славная летопись Тамбовской областной комсомольской организации: По материалам книг, журналов и газет. Тамбов,1982. С.45.
[18] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.996. Л.23.
[19] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.996. Д.1166. Л.38.
[20] Славная летопись Тамбовской областной комсомольской организации... С.41.
[21] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.770. Л.45.
[22] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.770. Л.44.
[23] Документы ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ о работе Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. М., 1970. С. 41-42.
[24] Х1 съезд ВЛКСМ: Стеногр.отчет . М.,1949. С.459.
[25] Х1 съезд ВЛКСМ: Стеногр.отчет . М.,1949. С.460.
[26] За тесную связь учителя с пионерской организацией // Молодой сталинец. 1951. 13 ноября.
[27] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.996. Л.2.
[28] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.996. Л.7.
[29] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.996. Л.8.
[30] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.996. Л.6.
[31] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.996. Л.6.
[32] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.996. Л.14.
[33] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.996. Л.15.
[34] Петрушин П.Работать энергично, оперативно, деловито // Молодой сталинец. 1952. 31 янв.
[35] Товарищ комсомол…Т. 2. С. 90.
[36] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.996. Л.28.
[37] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.1061. Л.33.
[38] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.1069. Л.45.
[39] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.1061. Л.33.
[40] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.996. Л.70.
[41] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.932. Л.29.
[42] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.680. Л.4.
[43] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.727. Л.1.
[44] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.727. Л.1.
[45] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.727. Л.49 об.
[46] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.727. Л.50.
[47] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.805. Л.40.
[48] Об участии комсомольских организаций в подготовке и проведении летнего отдыха пионеров и школьников: Из постановления У1 пленума ЦК ВЛКСМ 5 апреля 1951 г.//Комсомол и школа. Сб. документов и материалов 1918-1979 гг. М..1979. С.178.
[49] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.805. С.177.
[50] О развитии хорового пения среди пионеров и школьников: Из Постановления Секретариата ЦК ВЛКСМ 29 августа 1951 года //Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина. М.:Мол.гвардия, 1974. С. 94-95.
[51] ГАСПИТО Ф.1184. Оп.1. Д.805. Л.24.
[52] ГАСПИТО Ф.1184. Оп.1. Д.805. Л.24.
[53] ГАСПИТО Ф.1184. Оп.1. Д.805. Л.18.
[54] ГАСПИТО Ф.1184. Оп.1. Д.805. Л. 19.
[55] ГАСПИТО Ф.1184. Оп.1. Д.805. Л. 19.
[56] ГАСПИТО Ф.1184. Оп.1. Д.805. Л. 20.
[57] ГАСПИТО Ф.1184. Оп.1. Д.805. Л. 20.
[58] ГАСПИТО Ф.1184. Оп.1. Д.1061. Л.33.
[59] Товарищ комсомол… Т. 2. С. 88.
[60] ГАСПИТО.Ф.1184. Оп.1. Д.1069.Л.43.
[61] ГАСПИТО.Ф.1184. Оп.1. Д.996. Л.41.
[62] ГАСПИТО.Ф.1184. Оп.1. Д.996. Л. 27.
[63] ХП съезд ВЛКСМ. Стеногр.отчет. М.,1954. С.418
[64] ХП съезд ВЛКСМ... С.419-420.
[65] ГАСПИТО. Ф.1184. Оп.1. Д.1069. Л.44.