фев 13

В.Е. Бредихин
Кафедра «История и философия», ТГТУ
Представлена профессором А.А. Слезиным и членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым

Аннотация: Рассматривается содержание государственной политики в сфере идеологии и культуры в военный период и участие в ее реализации региональных комсомольских организаций.

Война оказала сильное влияние на политику государства в области культуры и, следовательно, на содержание культурно-массовой работы комсомола. Литература и искусство, развиваясь в рамках социалистического реализма, были милитаризованы и подчинены задачам антифашистской пропаганды и патриотическоговоспитания, одновременно выступая в качестве средства мобилизации трудовых ресурсов тыла.

Война являлась главной темой выступлений молодежных коллективов художественной самодеятельности. Художественная самодеятельность помимо лирики непременно несла в себе заряд оптимизма, патриотизма, уверенности в победе над фашизмом. В песенный репертуар художественных коллективов входили как произведения советских поэтов и композиторов, так и русские народные песни, что свидетельствует о стремлении государства подчеркнуть связь народа с его традициями и историей. Приводимый нами перечень современных песен из репертуара художественных коллективов прекрасно иллюстрирует выводы, сделанные ранее: «Вечер на рейде», «Играй мой баян», «Моя любимая», «Иди любимый мой, иди», «Серые глаза», «Военная сестра», «Синий платочек», «Песня о Москве», «Песня о Сталине», «Один за всех и все за одного», «На врага, за Родину, вперед», «Мы в бои идем со славою», «Черная ночь», «Песня защитников Москвы», «Морячка», «Пограничник», «В землянке», «Боевая летная», «Марш артиллеристов», «Моряки», «Морская гвардия», «Калинка» и др. Схожая картина вырисовывается при анализе репертуара драматических произведений художественных коллективов в годы войны. Вот приблизительный перечень названий ставившихся в те годы пьес: «Русская душа», «Сила любви», «В тени цветущего дерева», «Сердце девичье», «Девушка с характером», «Дурак», «Нервная Германия», «Грабьармия», «Партизанка», «Предатель», «Вынужденная посадка», «В штабе», «В прифронтовом лесу». Помимо небольших одноактных пьес и скетчей в репертуар самодеятельных коллективов входили произведения советских драматургов и русских классиков: Б. Горбатова, А. Корнейчука, К. Тренева, А. Островского. Участники самодеятельности также исполняли отрывки из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького,В.В. Маяковского. Кроме песенного творчества и драматургии программы художественных коллективов включали исполнение разнообразных частушек, в том числе антифашистских, чтение шуточных рассказов, пародий, фельетонов, танцевальные и акробатические номера. Подобные выступления способствовали снятию нервного напряжения у тружеников тыла, их эмоциональной встряске, что в конечном итоге позитивно сказывалось на результатах их труда [...][1, с. 257-258; 3, л. 92-93; 4, л. 24; 5, л. 143;
6, л. 221; 7, л. 39; 8, л. 47-48; 10, л. 25]
.

В 1940-е гг. литература, как и искусство, играла роль идеологического инструмента в руках государства. Тематика и тираж издаваемой литературы определялись исходя из политических интересов правящего режима. В связи с этим небезынтересно отметить, что доля общественно-политической литературы в фонде публичных библиотек Тамбовской области составляла перед войной 66 %, а доля марксистско-ленинской литературы – 29 %. В 1940 г. Тамбовскому областному отделению КОГИЗа было завезено политической, социально-экономической и комсомольской литературы на сумму в три раза превышающую общую стоимость завезенной художественной литературы, при том, что средняя цена одного экземпляра общественно-политической литературы была в три раза ниже цены одного экземпляра художественной. Важнейшей задачей библиотек перед войной являлась пропаганда произведений классиков марксизма-ленинизма, к которым относился и И.В. Сталин [...][2, л. 3 об. – 4, 28].

В годы войны, согласно указаниям наркомпроса РСФСР от 2 июля 1941 г., основной задачей политпросветучреждений в сфере пропаганды книги являлась популяризация военно-патриотической и антифашистской литературы, выпуск которой резко увеличился. Так, в 1942 г. книги о войне и по военному делу составили 32,2 % книжной продукции в РСФСР. Миллионными тиражами издавались труды классиков марксизма-ленинизма, выступления руководителей партии и советского государства о войне, политические брошюры видных деятелей партии: М.И. Калинина, Д.З. Мануильского, И.В. Сталина. А.С. Щербакова и др., в которых излагались вопросы маркситско-ленинской теории, сущность советского строя, разоблачалась идеология фашизма. Много внимания государство уделяло изданию литературы по истории СССР, в первую очередь военной истории. Особенно популярными были серии брошюр о героическом прошлом страны: «Великие люди русского народа», «Великие борцы за русскую землю», «Великие русские полководцы». Видное место среди изданий военных лет занимала художественная литература. Огромными тиражами издавались фронтовые, военно-патриотические и антифашистские очерки, рассказы и публицистические статьи советских писателей: Б. Горбатова, В. Гроссмана, Л. Соболева, Н. Тихонова, А. Толстого, К. Симонова, К. Федина, М. Шолохова, И. Эренбурга и др. Помимо современной прозы, написанной на злобу дня, государством и обществом оказались востребованы произведения русской классики, отражающие лучшие черты русского национального характера, патриотизм русского народа. В годы войны публикуются сочинения Н.В. Гоголя, А.М. Горького, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, А.П. Чехова, а также издаются серия «Писатели – патриоты великой Родины» и антология «Русские поэты о Родине».

Любопытен тематический указатель литературы (1941 г.), рекомендованной к чтению населением во время войны. Вся рекомендуемая литература по своей направленности была разбита на три группы: антифашистскую, идеологическую и патриотическую, оборонную. В каждую группу входил и перечень художественных произведений по данной тематике. Список рекомендуемой к чтению антифашистской литературы включал доклады Сталина на последних съездах партии и его выступление по радио 3 июля 1941 г., выступление по радио 22 июня 1941 г. В.М. Молотова, сборник работ Г.В. Димитрова «Борьба за единый фронт и против фашизма и войны» и передовицы центральных газет «Правда» и «Известия»: «Великая Отечественная война советского народа» Е. Ярославского, «Фашизм – лютый враг человечества» Г. Александрова, «Теория порабощения народов, разбоя и грабежа» И. Зильберфарба, «Фашизм – душитель культуры» Б. Келлера и др. Из художественных произведений по данной тематике рекомендовались «Семья Оппенгейм» Л. Фейхтвангера, «Болотные солдаты» В. Лангфова, «В застенках Гитлера» К. Гаузнера, «Записки о фашистском плене» С. Кунина. В перечень произведений идеологического и патриотического характера были включены в первую очередь доклады И.В. Сталина на партийных съездах и пленумах, доклад В.М. Молотова «Уроки вредительства, диверсии и шпионажа японо-немецко-троцкистских агентов», «Некоторые методы вредительско-диверсионной работы троцкистско-фашистских разведчиков» А.Я. Вышинского, «О капиталистическом окружении и троцкистских резервах» Д. Мануильского и др. Из художественной литературы предлагалось читать произведения советских писателей: Г.Б. Адамова, А.П. Гайдара, Ю.П. Германа. Л.С. Овалова и др. В разделе оборонной литературы преобладали книги о защите отечества, о всеобщей воинской повинности и военном обучении граждан [...][1, с. 61-67; 2, л. 44-45, 49, 50]. Таким образом, тематика предлагаемой к чтению литературы была тесно связана с текущими задачами страны.

Такую же прикладную роль играло в годы войны кино. В 1941 – 1945 гг. в кинотеатрах устраивались кинофестивали и тематические показы, посвященные военному прошлому русского народа, важнейшим историческим событиям, выдающимся деятелям русской культуры, боевым и трудовым подвигам советских граждан в настоящую войну. Так, в 1943 г. для населении сельских районов Тамбовской области проводился кинофестиваль патриотических фильмов. В 1944 г. Управлением кинофикации Тамбовской области было проведено два кинофестиваля для колхозников на темы «Великая Отечественная война советского народа» и «Советские женщины в тылу и на фронте» [...][1, с. 68; 3, л. 93; 9, л. 40, 42, 43, 70 об., 71, 82].

Существовавшая в СССР политическая доктрина, поставившая культурные процессы в стране в зависимость от идеологических интересов режима, снижала значимость просветительной деятельности комсомола, приводила к однобокости в развитии молодого поколения. Книги, газеты, программы молодежных вечеров тщательно подбирались и проверялись компетентными партийными и комсомольскими органами и содержали в себе заряд политического воспитания. Культурное наследие прошлого представало перед советской молодежью в урезанном виде. Молодежь старались знакомить в основном с произведениями, так называемой, пролетарской культуры, подчиненной задачам текущей политики советского государства. Вместе с тем война, поставившая перед государством на первый план задачу патриотического воспитания населения страны, и участие СССР в антигитлеровской коалиции совместно с капиталистическими странами Запада, способствовали некоторой демократизации культурных процессов в стране, их гуманизации, расширению возможностей знакомства советских граждан с достижениями мирового и отечественного культурного наследия, в первую очередь с шедеврами русской и зарубежной литературы и кинематографии.

Несмотря на имеющиеся недостатки культурно-массовая работа комсомола объективно способствовала просвещению и эмоциональной разрядке молодежи, особенно важной в тяжелые годы войны, уменьшению хулиганства и пьянства в молодежной среде, усилению у молодых людей стремления к самосовершенствованию.

 


1. Максакова, Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны / Л.В. Максакова. – М., 1977.

2. Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Ф. П-1045. Оп. 1. Д. 2188.

3. ГАСПИТО. Ф. П-1045. Оп. 1. Д. 4297.

4. ГАСПИТО. Ф. П-1045. Оп. 1. Д. 4785.

5. ГАСПИТО. Ф. П-1110. Оп. 1. Д. 262.

6. ГАСПИТО. Ф. П-1183. Оп. 1. Д. 303.

7. ГАСПИТО. Ф. П-1183. Оп. 1. Д. 348.

8. ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп. 1. Д. 558.

9. ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп. 1. Д. 600.

10. ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп. 1. Д. 601.

 

Категория: Статьи   Обновлено: 12.10.2018 12:25  Опубликовано: 13.02.2012 12:01  Автор: В.Е. Бредихин   Просмотров: 3118
Яндекс.Метрика

(C) 2023 ТОГБУ "ГАСПИТО" - gaspito.ru