фев 13

А.А. Беляев, А.А. Слезин

В новых условиях ускоренного восстановления и развития промышленности одной из самых актуальных была задача подготовки высококвалифицированных кадров, имеющих среднее специальное и высшее образование.

В 1946 г. на первый курс высших учебных заведений страны было принято 205,2 тысячи человек (при плане 195 тыс.). Это был самый большой набор за все годы существования высшей школы. Конкурса в вузы практически не было, принимали всех, получивших удовлетворительные оценки. Новым явлением в жизни послевоенного студенчества было пополнение его за счёт демобилизованных фронтовиков. Всего по стране в 1946 г. студентами стали 41 тыс. бывших фронтовиков. Заметно изменилось соотношение между мужской и женской частью студенчества: если в 1945 г. на первый курс вузов страны было принято 23 % мужчин, то в 1946  – 39 %1.

ЦК ВЛКСМ принял ряд решений, направленных на совершенствование структуры комсомольских организаций учебных заведений. Постановлением ЦК ВЛКСМ от 16 сентября 1946 г. были определены нормативы создания факультетских и курсовых организаций, расширены их права. В 1947 г. в большинстве обкомов и горкомов были созданы отделы по работе среде студенческой молодежи или введены должности инструкторов по работе среди студенческой молодежи в отделах пропаганды и агитации.

Главная задача комитетов комсомола высших и средних специальных учебных заведений виделась в том, чтобы помогать деканатам и партийным организациям в улучшении учебно-воспитательного процесса, в подготовке высококвалифицированных кадров. Работу в этом направлении комитетам комсомола фактически пришлось начинать заново. Не сохранилось преемственности ни в кадрах комсомольских работников, ни в методах и формах работы.

В Мичуринском государственном учительском институте перед зимней экзаменационной сессией 1945 – 1946 учебного года были проведены комсомольские факультетские и общеинститутское собрания, приняты социалистические обязательства. Комитет ВЛКСМ отчитался, что это мобилизовало студенчество на высокие результаты сессии2.

В Тамбовском государственном педагогическом институте практиковался метод групповой подготовки к зачётам и экзаменам. По инициативе комсомольской организации физико-математического факультета на других факультетах также выделялись аудитории для самостоятельных занятий студентов, в них сосредотачивалась необходимая литература, наглядные пособия3. По инициативе комсомольцев географического факультета все слабоуспевающие студенты были включены в группы успевающих студентов. В результате проделанной работы комсомольская организация добилась уменьшения количества должников. На 15 апреля 1948 г. в вузе было 80 неуспевающих студентов, в том числе 30 комсомольцев4.

В Фельдшерско-акушерской школе, где более половины учащихся составляли комсомольцы, вопросы учёбы традиционно рассматривались на заседаниях комитета комсомола, а также на педагогическом совете при участии членов комитета ВЛКСМ. Неуспевающие студенты вовлекались в работу предметных кружков. В борьбе за повышение учёбы широко использовалась стенная печать, где критиковали неуспевающих учеников, показывали опыт учеников - отличников.

И все же в целом учебной работе уделялось недостаточно внимания. В постановлении XVI пленума ЦК ВЛКСМ (ноябрь 1947 г.) «О работе комсомольских организаций высших учебных заведений и техникумов» говорилось: «Некоторые комсомольские организации высших и специальных средних учебных заведений зачастую не оказывают должной помощи директорам и партийным организациям вузов и техникумов в повышении качества учебной и идейно-воспитательной работы, в укреплении дисциплины, слабо борются за повышение успеваемости студентов и учащихся, мало обращают внимание на то, что часть учащихся и студентов учится плохо, несерьёзно относится к производственной практике, не выполняет в установленный срок учебных заданий, пропускает занятия»5.

Комитеты ВЛКСМ учебных заведений Тамбовской области на своих заседаниях редко обсуждали вопросы успеваемости студентов. Графики успеваемости и посещаемости выпускались нерегулярно, а результаты показателей не обсуждались. Борьба за повышение успеваемости зачастую сводилась к бумажной шумихе, сбору запоздалых сведений, выпускам графиков и таблиц. Мало внимания в работе комсомольской организации уделялось созданию негативного общественного мнения вокруг неуспевающих студентов6.

На общеинститутской комсомольской конференции Тамбовского государственного педагогического института в марте 1951 г. подчёркивалось, что вопросы повышения успеваемости студентов и укрепления трудовой дисциплины в институте зачастую решались в отрыве от профессорско-преподавательского состава7. В результате анализа работы комитета ВЛКСМ педагогического института в 1950-1951 учебном году, обком ВЛКСМ отмечал, что комитет ВЛКСМ, факультетские и курсовые бюро не сумели мобилизовать комсомольскую организацию в целом на борьбу за повышение успеваемости студентов и хорошую посещаемость. Студенты регулярно пропускали лекции и практические занятия без уважительных причин, имели место многочисленные случаи отказа от ответов на практических занятиях8. Несмотря на то, что среди 213 отличников в 1950 – 1951 учебном году 157 являлись комсомольцами, в зимнюю экзаменационную сессию того же года из 182 студентов, имеющих академическую задолженность, 144 члена ВЛКСМ не успевало9.

По решению ЦК ВЛКСМ в 1951 году были созданы курсовые комсомольские организации. С предоставлением им прав первичных комсомольских организаций, это должно было дать возможность комитету ВЛКСМ и факультетским бюро более оперативно руководить работой комсомольской организации в целом10. Однако, как отмечалось в справке «О работе комитета ВЛКСМ Педагогического института в 1950 – 1951 учебном году», комитеты ВЛКСМ, факультетские и курсовые бюро мало вели работу среди студентов, несостоящих в комсомоле, вместо индивидуальной работы с каждым студентом комитет ВЛКСМ всю работу передоверил курсовым бюро11. Другими словами, факультетские и курсовые бюро свалили часть своих обязанностей на курсовые комсомольские организации, возможности которых были ограничены.

Неудовлетворительно выполнялись указания XI съезда ВЛКСМ о необходимости изучения каждым студентом теории и практики пионерской работы в школе. Комитет ВЛКСМ и факультетское бюро плохо руководили работой курсовых бюро третьих курсов, проходивших педагогику в школах г. Тамбова12. «Из 1597 комсомольцев только 40 работают пионервожатыми в школах города», – говорилось на заседании бюро Тамбовского городского комитета ВЛКСМ (март 1951 г.)13. Были факты, когда окончившие вузы и техникумы отказывались от выезда на работу по направлению министерств и ведомств, уклонялись от работы по специальности14.

Сдача экзаменов пропагандировалась как серьезная проверка деятельности комсомольских организаций вузов и техникумов. О ходе экзаменационных сессий регулярно сообщала местная печать. В 1952 – 1954 гг. больше внимания стало уделяться рационализации распорядка времени в период экзаменационных сессий. «Необходимо, чтобы комитеты комсомола следили не только за сдачей экзаменов, но и за отдыхом студентов, организуя спортивные игры и прогулки», – подчеркивала в редакционной статье  тамбовская областная комсомольская газета «Молодой сталинец»15. Комитеты ВЛКСМ вузов следили за тем, чтобы лаборатории, кабинеты, читальные залы были доступны студентам и в выходные, в вечернее время, организовывали безвозмездную работу комсомольцев-сотрудников вуза в нерабочее время.

На IX пленуме ЦК ВЛКСМ (август 1952 г.) говорилось о недостаточном контроле комсомольских организаций вузов со стороны руководящих комсомольских работников, в частности, отмечалось: «Некоторые товарищи считают, что в вузы нечего ходить, так как комсомольцы там грамотные и сами без вмешательства и помощи обкома, могут успешно справляться с делом»16. На VIII Тамбовской областной конференции ВЛКСМ (декабрь 1952 г.) секретарь обкома Сергеев признавал, что руководящие комсомольские работники редко бывают в учебных заведениях, за период с начала 1950 г. по декабрь 1952 г. обком комсомола не провёл ни одного семинара секретарей комитетов ВЛКСМ вузов и техникумов17.

Несмотря на то, что было специальное указание ЦК ВЛКСМ о том, что нет необходимости иметь учебные сектора в комитетах ВЛКСМ учебных заведений, в Тамбовской области учебные сектора существовали почти во всех педагогических училищах. По оценке вышестоящих комсомольских органов этим комитеты ВЛКСМ перекладывали выполнение своих основных задач на плечи одного члена комитета ВЛКСМ18. Однако впоследствии практика показала целесообразность наличия учебных секторов и они существовали по всей стране вплоть до распада СССР.

Общим недостатком вузов являлось слабое вовлечение студентов в научные кружки. Объяснялось это не только недостаточной деятельностью комсомольцев, но и слабой материальной базой: отсутствовали комнаты для кружковой работы и специальные помещения для проведения массовых мероприятий19. «Комитеты ВЛКСМ и факультетские бюро не оказывают никакой помощи преподавателям и кафедрам в работе предметных и научных кружков, которые продолжают работать ещё с малым охватом членов ВЛКСМ, имеют место случаи срывов занятий», – отмечалось в справке «О работе комитета ВЛКСМ Педагогического института в 1950 – 1951 учебном году»20. В 1950 – 1951 учебном году комитет ВЛКСМ  Тамбовского пединститута на своих заседаниях ни разу не заслушал вопрос о работе того или иного кружка, не оказывал кружкам  практической помощи21.

Впрочем, уклон в сторону вовлечения в научные кружки как можно большего количества студентов имел и негативную сторону. На IX пленуме ЦК ВЛКСМ (август 1952 г.) в этой связи справедливо отмечалось: «Во многих вузах ведётся погоня за массовое вовлечение студентов, в том числе и студентов первых курсов, в научно-студенческие кружки. Между тем известно, что не каждый студент имеет возможность заниматься научно-исследовательской работой»22. В связи с этим перед комсомольцами стояла задача организовать набор в научные кружки, особенно активно вовлекая в данную деятельность студентов старших курсов23.

Особая ставка делалась на комсомольцев педагогических училищ. Как подчеркивал первый секретарь ЦК ВЛКСМ Н.А. Михайлов, «Комсомольцы педагогических училищ обязаны служить примером для всей учащейся молодёжи»24. В докладе на бюро Тамбовского областного комитета ВЛКСМ (апрель 1951 г.) «О мерах по улучшению воспитательной работы в педагогических училищах области» отмечалось: «Задача комсомольской организации вести борьбу с недисциплинированностью, развязанностью, грубостью отдельных учащихся, одёргивать тех учащихся, которые прикрываясь демагогическими фразами, иногда мешают нормальным занятиям и позволяют бестактные выходки по отношению к преподавателям»25.

«Комсомольские организации по существу должны интересоваться успеваемостью каждого студента, а получается, как видно, наоборот, успеваемость комсомольцев не выше успеваемости остальных учащихся, хуже того в некоторых педучилищах успеваемость комсомольцев ниже успеваемости всех учащихся», — говорил первый секретарь ЦК ВЛКСМ  Н.А. Михайлов26. Так, в 1950 – 1951 учебном году в Рассказовском педагогическом училище зимнюю сессию окончили с неудовлетворительными оценками 78 учащихся, из них 48 – комсомольцы. В Мичуринском педучилище было 84 неуспевающих учащихся, 46 из них являлись комсомольцами. В Тамбовском педучилище среди 77 неуспевающих учащихся числилось 19 комсомольцев27.

В докладе на бюро Тамбовского областного комитета ВЛКСМ (апрель 1951 г.) «О мерах по улучшению воспитательной работы в педагогических училищах области» отмечалось: «Наши комсомольские организации не всегда идут правильным путём в борьбе за высокую успеваемость и выполнение учебных планов. Вместо кропотливой и настойчивой работы по восстановлению у учащихся чувства высокой ответственности за свой учебный труд комсомольские организации ограничиваются сбором сведений об успеваемости, устраиванием дополнительных занятий, а иногда формальным обсуждением неуспевающих на заседаниях комитета ВЛКСМ»28. Бывало, что на одном заседании комитета обсуждалось по 10 комсомольцев. Должного результата от этого обсуждения комитет ВЛКСМ не получал29.

Студенты стали значительно активнее вовлекаться в общественную работу среди населения. Фактически на всех направлениях комсомольской деятельности, показанных в данном исследовании, комсомольские студенческие организации играли заметную роль. Они также активно участвовали в агитпоходах, выступали с лекциями и докладами на предприятиях и в учреждениях города и села. Комсомольцы-студенты города Тамбова много работали на строительстве памятника Герою Советского Союза Зои Космодемьянской, на строительстве дороги Тамбов – Рассказово, на строительстве АТС30. Активно участвовали студенты в работе по сбору металлолома, по очистке железнодорожных путей от снега, по восстановлению зданий институтов, которые находились в плачевном состоянии после войны31.

Комсомольские собрания высших и средних специальных учебных заведений нередко превращались в диспуты, на которых обсуждались такие злободневные вопросы как: «Каким должен быть советский студент», «Надо ли мечтать?», «Есть ли судьба», «Что такое правила социалистического общежития», «Культура речи» и др.32.

Таким образом, можно смело утверждать, что комсомол оказал определенное влияние на повышение качества учебы и комплексной подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях. Отстаивая интересы студентов перед административными органами, организуя дополнительные занятия, используя методы морального стимулирования, проводя разнообразные воспитательные мероприятия с отстающими, в целом студенческие комсомольские организации работали все же на созидание.

Комсомольские организации высших и специальных учебных заведений принимали активное участие в общественно-полезной работе. Для будущих учителей, инженеров и других специалистов это была своеобразная вторая практика, не менее важная, чем производственная. Ведь специалисту с высшим образованием, к которому в послевоенных условиях прислушивались особенно чутко, важно было иметь и навыки производственной работы, и умения общаться с людьми, выступать с лекциями и т.п.

С другой стороны, комсомольские активисты были перегружены общественными поручениями, что сказывалось на качестве их учёбы. «Есть студенты, которые выполняют 3-5 и больше различных поручений. Мы знаем и такие факты, когда один и тот же студент одновременно является секретарём комсомольской организации факультета, редактором факультетской газеты, членом ревизионной комиссии ДОСААФ, старостой группы, членом бытового совета общежития», – говорилось на пленуме ЦК ВЛКСМ в августе 1952 г.33.

К недостаткам работы комсомольцев педагогических училищ и институтов можно отнести и то, что среди разнообразных поручений комсомольских организаций мало было поручений, связанных с работой в школе34.

К сожалению, в архивных документах практически не встречаются свидетельства о присутствии в практике работы комитетов ВЛКСМ мероприятий по улучшению быта студентов. А ведь в послевоенных условиях любое такое мероприятие послужило бы росту авторитета комсомольской организации значительно больше, чем бесконечные агитационно-пропагандистские акции, занимавшие приоритетное место в комсомольской работе в вузах и средних специальных учебных заведениях.

В целом оценивая работу комсомольских организаций высших и средних специальных учебных заведений, надо признать, что отстаивая интересы студентов перед административными органами, организуя дополнительные занятия, используя методы морального стимулирования, проводя разнообразные воспитательные мероприятия с отстающими, они внесли достаточно заметный вклад в подготовку профессиональных кадров. Необходимо отметить и важность активного участия студентов в общественно-полезной работе. Для будущих учителей, медсестер и других специалистов это была своеобразная вторая практика.

Заключение

Главный вывод, к которому привело данное исследование: молодежь послевоенного десятилетия (по крайней мере, комсомольцы) была активным субъектом социальной жизни. Именно от социальной активности молодежи во многом зависела ее готовность к созидательному преобразованию действительности.

Проанализировав изменения во внутренней жизни комсомольской организации Тамбовской области в 1946 – 1954 гг., мы пришли к выводу о высокой степени их влияния на способность ВЛКСМ выступать в качестве эффективного политического инструмента государства вообще и в духовной сфере, в частности. Ситуация, сложившаяся в комсомоле после войны, способствовала как развитию авторитарных традиций, так и некоторому возвращению к совершенствованию внутрисоюзной демократии. Крайне заполитизированный, комсомол был одновременно и производным, и творцом политической системы советского общества, но оставался в этой системе самым демократическим элементом (по крайней мере, из числа массовых организаций).

Невозможно обрисовать общий портрет типичного представителя послевоенного поколения комсомольцев и, тем более, российской молодежи в целом, потому что и внутри него были носители разных ценностей. Например, там были как глубоко политизированные, так и глубоко аполитичные, как циничные карьеристы, так и «готовые последнюю рубашку отдать» на благо слабого или всех. Как в послевоенном обществе в целом, так и внутри комсомола шли весьма противоречивые процессы дифференциации ценностей.

По существу только через комсомол молодежь могла активно включиться в общественно-политическую жизнь страны. Ставя цели повсеместного создания комсомольских организаций и их неуклонного роста, государство в первую очередь заботилось о повышении мобилизационных возможностей комсомола, который являлся организатором и несоюзной молодежи.

Великая Отечественная война стала периодом наибольшей сплоченности власти и общества за всю историю СССР. Борьба с фашизмом, защита Отечества придала осмысленность существованию каждого человека, тем более – молодого. Сохранить состояние повышенной мобилизационной готовности партия и комсомол пытались с помощью сменявших друг друга пропагандистских кампаний.

В деле послевоенного восстановления и развития интересы власти и молодежи во многом совпадали. Стоит согласиться, что «при всех отрицательных последствиях огосударствления комсомола для самой молодёжной общественно-политической организации данный процесс способствовал развитию российской (советской) государственности»35. Хорошо, что в послевоенных условиях комсомол, выполняя функции своеобразного «министерства молодёжи», взвалил на себя обязанности, без выполнения которых было невозможно быстрое и успешное восстановление народного хозяйства. С точки зрения интересов российской государственности весьма положительным выглядит привлечение комсомола к решению школьных проблем, шефству над детскими домами, пионерским движением, системой профессионального образования.

Являясь своеобразным министерством молодежи, комсомол был тем инструментом, посредством которого государство осуществляло свою молодежную политику, приобщало молодежь к выполнению важнейших созидательных целей послевоенного восстановления и развития. Следовательно, рост комсомола способствовал выполнению государственных задач, что в тот период во многом совпадало с интересами всего общества.

Выполняя роль посредника между властью и молодым поколением, комсомол на разных направлениях с разной степенью успешности, но в целом весьма достойно выполнял функцию защитника интересов и прав молодых людей.

Особое внимание в молодежной политике государства уделялось духовной сфере жизни общества. От успехов и неудач воспитания детей и молодежи, с точки зрения коммунистических идеологов, во многом зависела дальнейшая судьба страны и всего мира. Если отбросить идеологическую составляющую, то любому здравомыслящему человеку трудно не согласиться с ними. В частности, вполне актуально звучат и сегодня слова А.А. Жданова: «Считают, что если допущен брак в производстве … – то объявить выговор естественное дело, а вот если допущен брак в деле воспитания человеческих душ, если допущен брак в деле воспитания молодежи, то здесь можно потерпеть. Между тем, разве это не более горшая вина, чем невыполнение производственной программы или срыв производственного задания?»36. Другое дело, что с высоты сегодняшних дней, учитывая многогранный опыт комсомола, мы должны скорректировать представления о полезном и бракованном. Причем выводы из негативного опыта комсомола нам представляются не менее полезными, чем из позитивного.

С нашей точки зрения, недопустимым является повторение ситуации, когда общественным мнением интересовались не для того, чтобы ему следовать, а чтобы формировать в «идеологически верном», выгодном власти направлении. В результате вновь усиливалось единомыслие. Власть и общество не использовали в полной мере творческий потенциал молодежи, прежде всего, в выработке и реализации молодежной политики государства. Прав выдающийся исследователь ювенальной истории В.К. Криворученко, отмечая как реальный, «небывалый по остроте и масштабам запрос времени на способности, знания, мастерство, инициативу людей, прежде всего – молодых»: «Существовавшая система не создала условий для полного использования интеллектуальных, творческих, энергетических возможностей молодежи. Молодежь не получала должного импульса для свободного саморазвития и самореализации»37.

Формировавшаяся заново система политобразования была неэффективной как система получения общеобразовательных и политических знаний. Уделяя внимание количественной стороне проблемы, как и на многих других направлениях своей деятельности, комсомольские организации не уделяли должного внимания качеству. Прав был заведующий отделом пропаганды и агитации Тамбовского обкома ВКП(б) Л.И. Аврех, заявивший на пленуме обкома комсомола в октябре 1950 г. о распространении среди актива «серьезной болезни»: «Она состоит в том, что ко всему подходят статистически. Вот подсчитали сколько у нас агитаторов, сколько комсомольцев выдвинули в окружные сельские комиссии, а главным существом дела, как у нас поставлена политическая работа с точки зрения ее качества – этим они занимались очень мало»38.

В выступлениях пропагандистов присутствовали ответы на труднейшие вопросы. Прослушав очередную примитивную лекцию или прочитав пропагандистскую брошюру, комсомольцы были уверены, что им все ясно. Упрощенность картины мира диктовала и особый взгляд на решение проблемы трудностей коммунистического строительства, объясняя их кознями врагов.

В тоже время нельзя отрицать, что система политического образования в определенной мере служила мобилизации сил на созидательную деятельность. Более того, четко сформулированные идеологические установки  не только мобилизовывали общество, но и служили нейтрализации кризисных форм общественного сознания. Коммунистическое воспитание было нацелено на убеждение в необходимости быть готовым пожертвовать всем ради построения в обозримом «светлом будущем» идеальной общественной системы. Нормой повседневной жизни подавался отказ от личных интересов в пользу общественных.

Изучение политико-просветительной работы комсомола в послевоенный период еще раз подтвердило: полноценное участие в общественно-политической жизни может принимать только человек, обладающий хотя бы основами общей культуры, в том числе и политическими знаниями, имеющий политические убеждения.

Опыт послевоенного комсомола еще раз продемонстрировал, что та или иная организация, действуя как институт политической социализации, не достигнет заметных успехов, если будет заниматься лишь голой пропагандой. Не политическое просвещение, а успехи в решении социальных проблем в первую очередь служили росту авторитета комсомола, привлечению в его ряды новых сознательных членов, массовости комсомольских акций.

Постоянная пропаганда коммунистических идеалов вырабатывала у молодежи не только стремления лучше работать ради их достижения, но и особые потребности как материального, так и духовного характера, которые власть вряд ли могла осуществить, тем более, в послевоенной реальности. Попытки хоть какого-то приближения к ним отчасти обернулись против самой власти, по крайней мере, ее идеологических основ.

Призвав на помощь патриотический потенциал духовной культуры, власть вынуждена была смягчить политику в отношении религии, особенно - православной. Это оказалось достаточным для отказа комсомола от прежних позиций воинствующего безбожия, что способствовало росту авторитета ВЛКСМ. Но в тоже время это послужило разрушению многих идеологических стереотипов. Налицо был рост религиозных настроений среди молодежи. По крайней мере, идентичность религии и контрреволюции, как казалось, прочно утвердившаяся в общественном сознании довоенной молодежи, отнюдь не присутствовала во взглядах молодежи послевоенной. В лучшем случае коммунистическое воспитание убеждало в ненаучности религиозных воззрений.

С помощью культурно-массовой работы тоже, прежде всего, хотели решить идеологические задачи. Спектакли, концерты художественной самодеятельности, выступления агитбригад самой своей тематикой мобилизовывали молодежь на борьбу за восстановление народного хозяйства, воспевали заслуги партии и ее вождей, взывали к искоренению остатков частнособственнической психологии, пропагандировали внешнюю политику СССР, высмеивали его идеологических противников. Но это лишь отчасти мешало развивать у молодежи эстетический вкус, прививать этические нормы, которые ценятся и в общечеловеческой морали. Рос общекультурный уровень молодежи. Комсомольские организации стремились создать молодежи благоприятные условия для проявления творчества и инициативы, развития массовой физкультуры и спорта, общественно-полезного использования свободного времени, его рационализации.

Одним из главных направлений деятельности послевоенного комсомола стало шефство над детскими учреждениями и организациями. После войны не только из-за многочисленных потерь на фронте, но и из-за эвакуации, высокой смертности в тылу резко выросло число сирот. Тяжелая социально-экономическая ситуация сработала на рост беспризорничества и при живых родителях. Даже те дети, которые росли в полных семьях, в условиях, когда большинство родителей были озабочены выживанием семьи, не были избалованы родительским вниманием. Говоря о детях послевоенного десятилетия, Е.Ю. Зубкова подчеркивала: «В России выросло целое поколение детей без дома в полноценном смысле этого слова. Они выросли в неполной семье или вообще вне семьи, которую заменили школа, детский дом или просто городской двор. Во многом роль недостающего воспитания должно было заменить комсомольское воспитание»39. В это же время представления о реальной жизни советских детей все больше мифологизировались. С началом «холодной войны» СССР пытался создать себе имидж главного защитника прав детей во всем мире, противопоставить «капиталистическим ужасам» «советское счастливое детство». Если употреблять современные политические стандарты, одним из важнейших национальных проектов стал проект «формирования советского счастливого детства».

Комсомолу в данном проекте государство отводило авангардную роль. Комсомол был призван осуществлять воспитательную функцию не только непосредственно в отношении комсомольцев-старшеклассников, но и через так называемое шефство – над пионерами, детскими домами. На передний план выдвинулись проблемы, на первый взгляд не очень важные для общественной организации: повышение успеваемости, осуществление планов всеобщего обучения, улучшение материального благополучия детей и подростков. Столкнувшись с огромными трудностями, комсомол не сумел выполнить многое из намеченного. Но то, что было сделано, заслуживает в основном положительных оценок. Школьные комсомольские организации стали ведущей силой в ВЛКСМ. Был выработан комплекс мер, способствовавших повышению качества учебного процесса. Весьма эффективно учащиеся приобщались к великому делу восстановления и развития отечественной экономики. В сознание детей и молодежи глубоко проникало патриотическое содержание воспитательной работы. Принимались активные меры, направленные на устранение нарушений принципа самодеятельности в работе комсомольских и пионерских организаций, утверждение творческого подхода к работе с детьми и молодежью. Широкое развитие получили юннатское движение, кружки технического творчества и художественной самодеятельности. Была создана система подготовки кадров пионерских вожатых. Благодаря не только непосредственной помощи комсомольцев, но и отстаиванию комсомольскими органами интересов детдомовцев в самых различных государственных инстанциях постепенно росла материальная база, улучшался быт детских домов.

Участвуя в развитии народного образования, культурном строительстве, комсомольцы способствовали социально-экономическому развитию страны, улучшали социальные условия жизни независимо от провозглашаемых лозунгов. Деятельность комсомола на данных направлениях способствовала не только осуществлению планов государства, но и объективно отвечала интересам общества.

Особое значение деятельность комсомола в духовной сфере имела в провинциальных условиях, где в отличие от крупных промышленных центров крайне неразвитой была социальная инфраструктура, комсомол в некоторых населенных пунктах был единственной организацией, регулярно уделявшей внимание культуре и образованию.
Послевоенный комсомол успешно внедрял в общественное сознание ценности знаний, труда на общее благо, занятий физкультурой и спортом, необходимость внутреннего совершенствования во имя процветания Родины. Под влиянием комсомола в общественное сознание советской молодежи все более устойчивым становилось представление о большей ценности общего, коллективного перед личным, индивидуальным.

Новое поколение было более терпимо к каким-либо альтернативным взглядам, видя, что и сама власть может в корне изменить свою позицию. Демократизация внутрисоюзной жизни, изменения в отношении к религии, смягчение общего идеологического прессинга, переориентация основных задач комсомола от разрушительных (борьба с врагами народа, воинствующее безбожие, политический контроль над различными учреждениями) на созидательные (восстановление экономики, развитие образования, шефство над детскими организациями и учреждениями, широкое развитие культурно-массовой работы) содействовали трансформации общественного сознания, несмотря на сопротивление самой системы. Именно в этот период в общественное сознание были заложены те элементы, которые выступили в качестве одного из факторов политической модернизации в последующие годы.

 


[1] Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М.,1999. С. 142.

[2] ГАСПИТО. Ф. П-1045. Оп.1. Д.5737. Л.26.

[3] ГАСПИТО. Ф. П-1183. Д.462. Л.23,23 об.

[4] ГАСПИТО. Ф. П-1183. Д.462. Л.23 об, 24.

[5] Комсомол и высшая школа: Док. и материалы съездов, конф., ЦК ВЛКСМ по работе вуз. комсомола (1918-1968). М., 1968. С.108, 109.

[6] ГАСПИТО. Ф. П-1183. Оп.1. Д.681. Л.26.

[7] ГАСПИТО. Ф. П-1183. Оп.1. Д.681. Л.26.

[8] ГАСПИТО. Ф. П-1183. Д.581. Л.1.

[9] ГАСПИТО. Ф. П-1183. Д.681. Л.26. Д.581. Л.2.

[10] ГАСПИТО. Ф. П-1183. Д.581. Л.1.

[11] ГАСПИТО. Ф. П-1183. Д.581. Л.4.

[12] ГАСПИТО. Ф. П-1183. Д.581. Л.6.

[13] ГАСПИТО. Ф. П-1183. Д.681. Л.26.

[14] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.1061. Л.30. Д.932. Л.33.

[15] Экзамены в вузах и техникумах // Молодой сталинец. 1952. 1 июня.

[16] РГАСПИ. Ф. М-1. Оп.2. Д.315. Л.51,52.

[17] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.1061. Л.30.

[18] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.1033. Л.15.

[19] РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 2. Д. 285. Л.122.

[20] ГАСПИТО. Ф. П-1183. Оп.1. Д.581. Л.3.

[21] ГАСПИТО. Ф. П-1183. Оп.1. Д.581. Л.3.

[22] РГАСПИ. Ф. М-1. Оп.2. Д.315. Л.25.

[23] РГАСПИ. Ф.М-1. Оп.2. Д.315. Л.26.

[24] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.1033. Л.7.

[25] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.1033. Л.9.

[26] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.1033. Л.7.

[27] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.1033. Л.7,8.

[28] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.1033. Л.14.

[29] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.1033. Л.15.

[30] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.777. Л.101.

[31] ГАСПИТО. Ф. П-1045. Оп.1. Д.5737. Л.20 об.

[32] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.777. Л.99.

[33] РГАСПИ. Ф.М-1. Оп.2. Д.315. Л.14.

[34] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.1033. Л.12.

[35] Слезин А.А. Огосударствление комсомола: неоднозначность последствий // Юридический мир. 2006. №9. С.75.

[36] Цит. по: Молодой сталинец. 1952. 31 янв.

[37] Криворученко В.К. Молодежь и юношеское движение в 1917-1941 годах: исторические уроки [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/2005_2/Krivoruchenko/4.pdf (Дата обращения: 8.01.2010).

[38] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.938. Л.77.

[39] Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М., 1999. С.27.

Категория: Статьи   Обновлено: 12.10.2018 12:25  Опубликовано: 13.02.2012 14:00  Автор: А.А. Беляев, А.А. Слезин   Просмотров: 2964
Яндекс.Метрика

(C) 2023 ТОГБУ "ГАСПИТО" - gaspito.ru