Беляев Артем Александрович
Слезин Анатолий Анатольевич
Система государственных трудовых резервов была создана осенью 1940 г. В годы Великой Отечественной войны трудовые резервы сыграли огромную роль в подготовке квалифицированных кадров, заменивших рабочих, ушедших на фронт. Они обучили 2 млн. 250 тыс. рабочих по многим специальностям. За годы войны учащиеся школ фабрично-заводского обучения (ФЗО)[1], ремесленных и железнодорожных училищ изготовили различной продукции на 5 миллиардов рублей[2].
Рост промышленного производства, оснащение предприятий новой техникой, ставшие приметами послевоенного времени, требовали как увеличения общей численности рабочих, так и совершенствования подготовки специалистов. В связи с этим одним из важнейших направлений деятельности послевоенного комсомола стало укрепление системы учебных заведений трудовых резервов. Важность данного направления комсомольской деятельности повышалась и потому, что оно работало на организацию быта, обучения тысяч подростков, потерявших во время войны родителей.
Государство поставило задачу увеличить к 1950 г. годовой выпуск молодых квалифицированных рабочих из школ ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищ до 1,2 миллиона человек. Ещё до принятия закона о новом пятилетнем плане, в августе 1945 г. СНК СССР принял постановление «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в ремесленных, железнодорожных училищах и ФЗО». В постановлении высоко оценивалась роль профессионально-технического образования в подготовке квалифицированных рабочих. Вместе с тем отмечалось, что в условиях военного времени, когда училища и школы ФЗО в связи с требованиями военной промышленности производили ускоренные выпуски учащихся, а также выполняли специальные задания правительства по изготовлению боеприпасов и другие заказы, снизилось качество подготовки квалифицированных рабочих и ухудшилась учебно-воспитательная работа[3]. Постановление намечало широкую систему мер, направленных, в первую очередь, на улучшение воспитательной работы, совершенствование форм и методов производственного обучения, повышение квалификации мастеров и преподавателей.
30 сентября 1946 г. Советом Министров СССР было принято новое постановление «О мерах по улучшению подготовки трудовых резервов и увеличению количества рабочих, подготавливаемых в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО». Правительством устанавливался чёткий перечень профессий и специальностей, по которым должны были готовить квалифицированных рабочих в училищах и школах, определены сроки обучения и возрастной состав учащихся по каждой специальности[4].
О важности участия комсомольских организаций в подъёме всех участков работы по подготовке кадров молодых рабочих говорилось в постановлении ЦК ВКП(б) от 25 июля 1947 г. «О состоянии политико-воспитательной работы в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО Министерства трудовых резервов», постановлении ЦК ВЛКСМ от 21 августа 1947 г., а также постановлении Совета Министров СССР от 2 августа 1948 г. «О мерах по улучшению подготовки квалифицированных рабочих и ликвидации текучести учащихся в ремесленных железнодорожных училищах и школах ФЗО». XI съезд ВЛКСМ в апреле 1949 г. обязал «комсомольские организации принимать активное участие в подготовке достойного пополнения рабочего класса, добиваться улучшения работы ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО, заботиться об использовании по специальности выпускников учебных заведений трудовых резервов, о повышении их знаний и квалификации»[5].
Местные комсомольские организации также уделяли большое внимание работе школ ФЗО и училищ. Вопросы улучшения их работы регулярно обсуждались на пленумах и заседаниях бюро комсомольских комитетов, на конференциях и собраниях первичных организаций.
В Тамбовской области в конце 1947 г. действовало 3 ремесленных и железнодорожных училища, в которых обучалось 3376 учащихся (при плане – 3 275). В 10 школах ФЗО обучалось 2113 человек (при плане – 2287)[6]. Невыполнение плана набора в школы ФЗО вызвало серьезную обеспокоенность обкома ВЛКСМ, который по согласованию с обкомом партии провел обследование состояния работы Тамбовского областного управления Министерства трудовых резервов. Было выяснено, что призыв молодежи райисполкомами был передоверен второстепенным лицам, а в отдельных районах свелся к голому администрированию, без серьезной разъяснительной работы среди молодежи. Обращает на себя внимание тот факт, что обком ВЛКСМ не побоялся обвинить в некомпетентности органы министерства госбезопасности, через которые проходил призыв в школы ФЗО[7]. Констатировалось, что отдельные школы ФЗО не были своевременно подготовлены к приему учащихся, отрицательно повлияла на учебный процесс частая сменяемость руководителей училищ и школ ФЗО[8].
То, что данные выводы были сделаны с учетом поездок на места, говорят подробные характеристики положения в конкретных учебных заведениях. Вот какая нелицеприятная оценка давалась, например, ситуации в школе ФЗО № 3 в Арженке: « В классах большая скученность учащихся. Нет достаточного количества скамеек, столов, классных досок. Общежитие к зиме также совершенно не подготовлено. Окна забиты досками, уборные не работают, в комнатах не убрано. Люди уплотнены на половинной площади… обнаружена завшивленность учащихся… Питание организовано в 7 очередей, что по существу приводит к своеобразной «непрерывке» питания и дезорганизует учебный процесс»[9].
Надо сказать, что по всей стране общее состояние ремесленных и железнодорожных училищ и школ ФЗО было тяжёлым. Имеющееся оборудование в большинстве своем было старое, изношенное. Острую нужду испытывали учащиеся в измерительном и режущем инструменте. Недостаток рабочих мест и бытовые условия приводили к многосменности занятий.
Далеко не каждый мог выдержать столь тяжелые условия труда и учебы. На Тамбовский вагоноремонтный завод за период 1943-1947 гг. поступило 1581 человек молодых рабочих, из них к 1947 г. осталось 750 человек – остальные по различным причинам ушли[10]. Комсомольские органы старались не мириться с подобными фактами: внимание государственных органов было обращено на то, что кроме вполне объективных причин текучести (в первую очередь – неудовлетворительных бытовых условий) на уход выпускников системы трудовых резервов с завода повлияло их использование не в соответствии с квалификацией: 93 человека после пройденного курса использовались чернорабочими, более 20 человек работали на заниженных разрядах[11].
Как показывают письма комсомольцев в местные комитеты ВЛКСМ, юноши и девушки замечали заботу комсомольских органов, но считали ее больше моральной, чем материальной. Текучесть учащихся приобретала угрожающие размеры, стоял вопрос о сохранении самой системы трудовых резервов. В течение 1949 г из училищ и школ трудовых резервов самовольно ушли 35 тысяч человек[12]. В комсомоле побеги из училищ характеризовались тогда как дезертирство[13](см. Приложение 10). Однако старались не всех «дезертиров» исключать из союза. Исключения отдельных «дезертиров» были призваны играть предупредительно-воспитательную роль для других.
Катострофически часто отмечались случаи нарушения трудовой дисциплины. Иногда ситуация была просто критической. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Н.А. Михайлов на совещании в Центральном Комитете комсомола по вопросу работы в ремесленных и железнодорожных училищах и школах ФЗО (июнь 1949 г.) докладывал: «…в Крыму группа учащихся школ ФЗО решила раньше времени покинуть завод и, когда вахтёр их не выпускал, они, обладая известной силой отбросили этого вахтёра, вследствие чего он вынужден был сделать два выстрела. В результате, один был убит, один ранен»[14].
Тамбовские училища не были исключением в общей картине состояния дисциплины. Так, в железнодорожном училище № 4, ФЗО № 5 г. Тамбова, в Моршанском специальном училище имели место многочисленные факты аморальных поступков, кражи. Были случаи, когда создавались криминальные группировки, возглавляемые недисциплинированными учениками[15].
«Проявления недисциплинированности, нерадивого отношения к учёбе и труду не всегда получают своевременное осуждение комсомольской организации... Комсомольская организация своевременно не вскрывает серьёзных недостатков в учебно-воспитательной работе, зачастую проходит мимо фактов самовольных уходов учащихся из училища и грубого нарушения дисциплины со стороны отдельных комсомольцев», – указывалось в справке о состоянии учебно-воспитательной работы ЖУ № 4 инструктором Тамбовского обкома ВЛКСМ Гридневой (1950 г.)[16].
Ситуацию с дисциплиной предлагалось решить улучшением политико-воспитательной работы, где комсомолу отводилась огромная роль. С целью усиления идейно-политической активности учащихся и повышения их культурного уровня по инициативе ЦК ВЛКСМ был введен институт помощников директоров ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО по культурно-воспитательной работе. Предполагалось, что кадры на эти должности будут готовиться и направляться комитетами ВЛКСМ. Однако в 1947 г. бюро обкома ВЛКСМ на одном из своих заседаний, разбирая вопрос о состоянии политико-воспитательной работы в ремесленных и железнодорожных училищах и школах ФЗО, отмечало: «… наличие крупных недостатков в политико-воспитательной работе среди учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО объясняется тем, что горкомы комсомола плохо связаны с управлением трудовых резервов, не принимают участия в подборе кадров воспитателей в училища и школы, мало уделяют внимания, плохо помогают в работе комсомольским организациям училищ и школ трудовых резервов»[17]. Больше трети помощников директоров ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО по культурно-воспитательной работе по данным на сентябрь 1948 г. имели незаконченное среднее образование[18]. «Руководителями политических занятий в школах ФЗО часто работают лица совершено неподготовленные, не имеющие ни педагогического, ни пропагандистского опыта», – отмечалось в этой связи на пленуме ЦК ВЛКСМ[19].
Впрочем, в реальности дисциплина и учеба мало зависели от лекций о Ленине и Сталине и т.п. В первую очередь необходимо было создать будущим молодым рабочим надлежащие жилищно-бытовые условия, организовать их досуг и обеспечить условия для повышения квалификации, общеобразовательного и культурного уровня. В проведении этой работы комсомольской организации приходилось преодолевать немалые трудности, вызванные объективными и субъективными причинами. Основными препятствиями в этом деле были: не всегда четкое планирование и допускаемые ошибки в распределении рабочей силы, трудности с жилищной площадью в первые послевоенные годы, нежелание отдельных руководителей предприятий заняться молодёжью.
«Общежитие молодых рабочих котельно-механического завода находится в исключительно запущенном состоянии. В нём грязно, холодно, отсутствует необходимая мебель, в маленькой грязной комнатке с развалившейся плитой почти целый день толпятся 50-60 человек молодых рабочих этого завода, чтобы дождаться своей очереди для приготовления пищи. Факты чёрствого, равнодушного отношения к нуждам и запросам молодёжи имели место в некоторых училищах трудовых резервов», – докладывал в мае 1952 г. секретарь обкома ВЛКСМ Сухарев[20].
В общежитии железнодорожного училища № 2 постельные принадлежности были грязные, засаленные. Комнаты находились в антисанитарном состоянии[21]. Не более привлекательная ситуация была в железнодорожном училище № 4: «В общежитиях … часть постельных принадлежностей пришла в негодность, особенно матрацы и учащиеся почти что спят на голых досках. Выплата зарплаты систематически задерживается»[22]. При таких условиях комсомольцам крайне трудно было исправить ситуацию. Не хватало не только жилых, но и учебных помещений, обмундирования, продовольствия, топлива.
Приходится признать, что крайне плохо был организован досуг учащихся. Так, за весь 1949-1950 учебный год в железнодорожном училище № 4 был проведен лишь один вечер молодежи и одна читательская конференция. Кружки работали от случая к случаю[23]. Бесконечные поучения на политзанятиях на фоне крайне трудных условий повседневной жизни вызывали только раздражение, злобу, стимулировали девиантное поведение.
Понижению стимулирования учащихся хорошо учиться служило реально положение на производстве, где выпускники системы трудовых резервов зачастую встречали черствость и непонимание. Так, на заводе ТВРЗ 93 человека после пройденного курса использовались в 1949 г. чернорабочими, более 20 человек работали на заниженных разрядах[24]. Справедливости ради, тем не менее, заметим, что комитеты комсомола разного уровня боролись с подобными явлениями: жаловались в вышестоящие партийные и государственные органы, критиковали в печати.
Во многих комсомольских организациях было налажено проведение дополнительных консультаций силами молодых преподавателей-комсомольцев, коллективных обсуждений литературных произведений, кинофильмов, встреч с передовиками производства.
Комитеты комсомола Тамбовской области старались привлекать к руководству техническим обучением грамотных, квалифицированных рабочих, инженерно-технических работников[25]. Созданные во всех учебно-производственных группах комсомольские организации оказывали помощь мастерам и преподавателям в укреплении и повышении успеваемости учащихся[26]. Как отмечалось в июне 1948 г. на Тамбовской областной конференции ВЛКСМ, на заводах «Ревтруд», «Комсомолец», Мичуринском узле были организованы технические кружки, стахановские школы, организовано прикрепление кадровых рабочих к молодым рабочим, проводились технические конференции. Это способствовало производственному росту молодёжи[27]. Из 1209 учащихся, переданных в 1949 г. промышленности Тамбовской области, получили 5 и 4 разряд 97% учащихся[28].
Учитывая, что членство в ВЛКСМ играло тогда мобилизационно-воспитательную роль, сдерживало девиантные проявления в поведении учащихся, следует признать положительной работу комсомольских организаций по пополнению их рядов. Если в начале периода комсомольские организации системы трудовых резервов объединяли не более 15% учащихся, то в конце периода большинство учащихся ремесленных и железнодорожных училищ и школ ФЗО были комсомольцами. По постановлению ЦК ВЛКСМ от 9 декабря 1949 г. в училищах и школах ФЗО, насчитывающих свыше 100 членов ВЛКСМ, были созданы комсомольские организации учебно-производственных групп.
В 1953-1954 гг. комсомольцы играли заметную роль в организационной работе по созданию училищ механизации сельского хозяйства и технических училищ.
Однако в целом оценивая комсомольскую работу в ремесленных и железнодорожных училищах и школах ФЗО, можно сделать вывод, что в улучшении учебного процесса в системе трудовых резервов комсомолу было трудно исправить ситуацию. В то же время в таких тяжелейших условиях любое, даже незначительное достижение, надо оценивать высоко. Хорошо, что благодаря активной деятельности комсомола, все больше подростков вырывалось из криминальной среды, получало профессиональные навыки. Ремесленные и железнодорожные училища, школы ФЗО стали постоянным источником пополнения предприятий профессиональными кадрами. Постепенно повышался уровень квалификации этого пополнения, расширялась специализация. Немаловажными являются и налаживание с помощью комсомола культурно-воспитательной работы в школах ФЗО, формирование у подростков сознательного отношения к учебе.
[1] ФЗО – школа фабрично-заводского обучения, школа ФЗО. Низший тип профессионально-технической школы. Школы ФЗО были созданы на основе школ ФЗУ. Существовали с 1940 по 1963 год. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении. Школы ФЗО действовали на базе промышленных предприятий и строек в системе Государственных трудовых резервов СССР. Готовили рабочих массовых профессий для строительства, угольной, горной, металлургической, нефтяной и других отраслей промышленности. Срок обучения - 6 месяцев. В школу принималась молодёжь 16−18 лет с любой общеобразовательной подготовкой. С 1955 года — с начальным образованием и выше. Для подготовки по профессиям, связанным с подземной работой, в горячих цехах, на строительстве, принимались только юноши с 18 лет. В 1959−1963 гг. наряду со всеми профессионально-техническими учебными заведениями системы Государственных трудовых резервов СССР все школы ФЗО, горнопромышленные и строительные школы были преобразованы в профессионально-технические училища с различными сроками обучения.
[2] Баранов Н.Л. Партийное руководство комсомолом в первое послевоенное десятилетие (1945-1955 гг.). Саратов, 1979. С.108.
[3] О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в ремесленных, железнодорожных училищах и ФЗО: Постановление СНК СССР // Производственное обучение. 1945. №№ 5-6. С.4-8.
[4] Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917-1967 гг.): в 6-ти т. М., 1968. Т. 3. С.341-342.
[5] Резолюция и документы Х1 съезда ВЛКСМ. М.,1950. С.12.
[6] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1.Д.798. Л.1.
[7] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.798. Л.2-3.
[8] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.798. Л.3,4.
[9] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.798. Л.6.
[10] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.798. Л.17
[11] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.798. Л.17.
[12] РГАСПИ. Ф.М-1. Оп.2. Д.285. Л.212.
[13] РГАСПИ. Ф.М-1. Оп.5. Д.398. Л.1.
[14] РГАСПИ. Ф.М-1. Оп.5. Д.398. Л.1.
[15] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1 Д.932. Л.16.
[16] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.947. Л.160, 163.
[17] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.772. Л.24
[18] РГАСПИ. Ф.М-1. Оп.2. Д.257. Л.55.
[19] РГАСПИ. Ф.М-1. Оп.2. Д.257. Л.55.
[20] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.932. Л.17.
[21] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.1071. Л.22-27
[22] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.947. Л.162.
[23] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.947. Л.161.
[24] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.798. Л.17
[25] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.887. Л.5.
[26] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.932. Л.15.
[27] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.887. Л.34.
[28] ГАСПИТО. Ф. П-1184. Оп.1. Д.817. Л. 11.