С таинственным миром кино жители Тамбова впервые познакомились в далеком 1897 году – спустя всего полтора года после первой демонстрации синематографа братьев Луи и Огюста Люмьер в подвале одного из парижских кафе на бульваре Капуцинов [1]. «Великий немой», как назвали новый вид искусства, быстро завоевал популярность. В 1908-1909 годах открылись первые стационарные кинотеатры-синематографы с одноименными интригующими названиями в губернском и уездных центрах – «Иллюзион» в Козлове и Тамбове, «Модерн» в Тамбове и Кирсанове [2]. Накануне первой мировой войны в Тамбове действовало уже семь электротеатров: «Аквариум», «Зеркало жизни», «Иллюзион», «Колизей», «Люкс», «Модерн», «Художественный» [3]. В Кирсанове работали кинематограф Митяева и электротеатр «Художественный» [4]. В Козлове преемником «Иллюзиона» стал синематограф «Современный», расположенной на углу улиц Архангельской и Московской [5]. Каждый из вышеназванных кинотеатров имел свое неповторимое лицо, отличался оригинальностью в подборе репертуара, внутреннем оформлении здания, музыкальном сопровождении кинолент.
В первые годы советской власти, как свидетельствуют документы, Тамбов переживал «кинолихорадку», народ «валом валил» в «кинематошку» [6]. В летнее время работали киноустановки в народном и городском общественном садах. Показы кинолент сопровождались игрой духового оркестра под управлением В.И. Агапкина и симфонического оркестра под управлением Ф.М. Кадичева [7]. 11 июля 1919 года в 11 часов вечера был открыт кинематограф в железнодорожном саду Тамбова (ныне территория Привокзальной площади) [8]. Общественные сады закрывались в два часа ночи.
Документы также зафиксировали и растущее желание сельской глубинки приобщиться к новому «чуду света». Так, в апреле 1919 года Сукмановский волисполком Борисоглебского уезда, «озабочиваясь поднятием культуры в своем селе», решил сделать заем у населения на приобретение кинематографа [9].
В начале лета 1919 года губпролеткульт и губотдел народного образования организовали для села передвижной кинематограф, положивший начало системе кинопроката в нашей области [10]. Киномеханик с аппаратом и набором лент на лошадке были желанными гостями у тамбовских крестьян. Только и этот вид транспорта было тяжело найти в условиях гражданской войны. Многие сельчане Козловского и Моршанского уездов впервые познакомились с кинематографом в составе агитпоезда «Октябрьская революция», первого советского агрономического поезда им. Ленина, которые посетили нашу губернию в 1919 и 1921 годах [11]. Кино оказалось самым действенным средством агитации.
После декрета 1919 года «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению» все кинофабрики, прокатные конторы и кинотеатры были национализированы, а 27 августа (дата подписания документа) вошел в нашу историю как День советского кино [12]. Новая власть поставила задачу – превратить кинематограф из прибыльного средства дешевого массового развлечения в «учителя, воспитателя и разумного развлекателя масс» [13]. Но претворить этот постулат в жизнь оказалось далеко не просто.
Вся работа киносекции губполитпросвета сводилась к получению картин из прокатных пунктов и распределению их по местным кинотеатрам. Приблизительно через каждые 10 дней ее представители ездили в Москву и Саратов и привозили с собой в среднем по две картины [14]. «Репертуар картин довольно разнообразен, но более чем жалок по содержанию… Отсутствие хороших фильмов для провинции – это горе всероссийское» [15].
Первые советские игровые фильмы на экранах Тамбова появились после 1921 года – это экранизация горьковского романа «Мать» А.Е. Разумного, «Серп и молот» В.Р. Гардина, киномистерия «Девьи горы» и «Поликушка» А.А. Санина [16]. В январе 1924 года прошел первый советский детектив с трюками и преследованиями «Дипломатическая тайна» Б.В. Чайковского, снятый в Крыму [17]. Среди первых хроникально-документальных фильмов этого периода следует отметить «Похороны В.И. Ленина». Эта картина бесплатно демонстрировалась во всех кинотеатрах губернии через три месяца после смерти «вождя мирового пролетариата» [18].
Как писала газета «Тамбовская правда» в марте 1924 года: «Кинокартины последнего выпуска в Тамбов доходят с запозданием чуть не на год. А между тем фильмы советского выпуска идут с большим успехом… Бесспорно, года через два советские кинофабрики и молодые киноактеры окончательно завоюют экран и будут превосходно агитировать за пределами СССР» [19]. Эти слова действительно оказались пророческими. Вышедший на экраны в 1926-м советский кинофильм «Броненосец Потемкин» С.М.Эйзенштейна с триумфом обошел весь мир, а на Международном кинофестивале 1958 года в Брюсселе был назван лучшим фильмом всех времен [20].
Ко времени ликвидации Тамбовской губернии работало 11 коммерческих кинотеатров и 18 клубных установок в городах. В Тамбове насчитывалось три кинотеатра, в Борисоглебске и Козлове – по два, в других уездных центрах – по одному. В Моршанске и Рассказово регулярно проводились детские сеансы. Но до села кино мало доходило. Сельское население обслуживали всего 59 передвижных и стационарных киноустановок [21].
Новый вид искусства становился все более массовым. В городах цены на билеты составляли в среднем от 15 до 35 копеек, на селе – от 5 до 15 [21]. В городских кинотеатрах ежедневно проводилось от трех до пяти киносеансов, билетные кассы начинали работать за полчаса до начала сеанса, а под выходные и в выходные дни за час. Практиковалась предварительная запись на билеты в дни новогодних праздников, на премьерные показы. В афишах указывалось, из скольких частей состоит фильм, исполнители главных ролей.
С большим успехом шли приключенческие и исторические фильмы «Красные дьяволята», «Савур-могила» И.Н. Перестиани, «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» родоначальника советской кинематографии, нашего земляка кинорежиссера Л.В. Кулешова, «Потомок Чингис-хана» В.И. Пудовкина и др. [22]. Особой популярностью у тамбовских зрителей пользовались кинокомедии с участием русского «чаплина», мастера мимики и пантомимы И.В. Ильинского: «Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах», «Праздник святого Йоргена» Я.А. Протазанова [23].
Первые звуковые кинотеатры в нашем крае появились в начале 30-х. В 1932 г. Тамбовский горисполком постановил организовать два звуковых кинотеатра – в Доме собраний и конференций и в помещении летнего театра на углу улиц Советской и Лермонтовской [24]. Новый звуковой кинотеатр, позже получивший название в честь 15-й годовщины образования комсомола, расположился на втором этаже здания бывшей нарышкинской читальни (ныне здание областной картинной галереи) [25]. Звуковых кинолент катастрофически не хватало, поэтому в «Комсомольце» в первые годы его существования чаще демонстрировались киноленты немого кино. Их показ сопровождался игрой 14-ти музыкантов струнного оркестра под управлением В. Победоносцева [26]. В числе первых звуковых художественных картин были показаны «Путевка в жизнь», «Встречный», «Для вас найдется работа», «Кармелюк», «Снайпер», «Златые горы» [27].
Старейший кинотеатр Тамбова «Модерн» был озвучен только в конце 36-го [28]. Именно на его экране был показан первый советский цветной звуковой фильм «Груня Корнакова» Н.В. Экка [29].
Судя по газетным объявлениям 30-х годов, в тамбовском кинопрокате все еще преобладало иностранное кино. В «Тамбовской правде» регулярно размещались рецензии на новые фильмы, содержалась критика работы кинотеатров в области репертуара, рекламы, культуры обслуживания зрителей. «Стандартный заграничный фильм с трагическим любовным конфликтом, неизменно завершающимся нежными объятиями и поцелуями в диафрагму, – вот желанный гость для наших киноэкранов. И если такой картины нет, если приходится пускать советскую картину, то делается все, чтобы ее, хотя бы в рекламе, причесать под заграничную… Кино – самое молодое искусство… И зрителя нужно приучить любить и гордиться советской кинематографией» [30].
В конце 30-х годов в области уже насчитывалось 195 киноустановок, из них 160 на селе [31]. По итогам работы киносети за 1939 г. лучшими кинотеатрами области были признаны тамбовский «Модерн», мичуринский «Горн» и моршанский «Спартак» [32]. Заканчивалась эпоха немого кино. Было отпущено более трех млн. рублей на оборудование 30 звуковых кинотеатров в райцентрах и крупных селах [24].
_____________________________________
Список литературы и примечания:
[1] Чернов А.С. Первое кино в Тамбове // Новости. 1982. 6 февраля.
[2] Кученкова В.А. Неизвестный Тамбов. Тамбов, 1993. С. 132; Белых М.П. Привет из Козлова (части первая-третья). Мичуринск, 2013. С. 98; Очерки истории Кирсанова: годы и люди. Тамбов, 2014. С. 29.
[3] Тамбовская энциклопедия. Тамбов, 2004. С. 233; Молчанова Г.А., Олонцева Н.В., Щукин Ю.К. Старый Тамбов от А до Я. (История дореволюционного Тамбова в коротких рассказах). Тамбов, 2004. С. 108-110.
[4] Кирсановский вестник. 1915. 11 февраля.
[5] Белых М.П. Привет из Козлова (части первая-третья). Мичуринск, 2013. С. 98.
[6] Известия Тамбовского губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 1919. 29 апреля.
[7] Известия Тамбовского губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 1918. 4 августа.
[8] ГАСПИТО. Ф. П-735. Оп. 1. Д. 1377. Л. 4, 7 об.; Ф. П-840. Оп. 1. Д. 330. Л. 14.
[9] Известия Тамбовского губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 1919. 27 апреля.
[10] Известия Тамбовского губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 1919. 28 мая.
[11] ГАСПИТО. Ф. П-840. Оп. 1. Д. 1314. Л. 147; Пирожков Г.П. Кинополитика большевиков и роль кинематографа в политической жизни // Общественно-политическая жизнь российской провинции. ХХ век. Тамбов, 1993. С. 68-70.
[12] Лебедев Н.А. Очерк истории кино СССР: Немое кино. Изд. 2-е переработанное и дополненное. М., 1965. С. 106-107.
[13] См. Троцкий Л.Д. Водка, церковь и кинематограф // Правда. 1923. 12 июля; Тамбовская правда. 1924. 13 января.
[14] ГАСПИТО. Ф. П-840. Оп. 1. Д. 1321. Л. 27, 27 об.
[15] В театре «Модерн» // Тамбовская правда. 1922. 22 апреля.
[16] Кинематограф в Тамбове // Тамбовские даты. 1997 год. Тамбов, 1997. С. 52-54; Тамбовская правда. 1922. 15 декабря.
[17] Тамбовская правда. 1924. 11 января.
[18] Тамбовская правда. 1924. 21 марта; 23 марта.
[19] Советские фильмы в Тамбове // Тамбовская правда. 1924. 12 марта.
[20] Александров Г.В. Как создавался «Броненосец «Потемкин» // Г.В. Александров. М., 1976. Эпоха и кино. С. 46-77.
[21] ГАСПИТО. Ф.П-840. Оп. 1. Д. 4007. Л. 20.
[22] Тамбовская правда. 1924. 25 марта; Лебедев Н.А. Лев Кулешов // Н.А. Лебедев. Очерк истории кино СССР: Немое кино. Изд. 2-е переработанное и дополненное. М., 1965. С. 208-228.
[23] Никифоров Н.А. Кино в Тамбове // Послесловие. 1995. Октябрь. № 15(81).
[24] Ляпина Т.А. Искусство, понятное всем // Тамбовская правда. 1988. 28 августа.
[25] Тамбовская правда. 1933. 26 января.
[26] ГАСПИТО. Ф. П-1176. Оп. 1. Д. 7. Л. 30.
[27] См. Тамбовская правда. 1933. Январь-декабрь.
[28] ГАСПИТО. Ф. П-735. Оп. 1. Д. 446. Л. 50.
[29] Кученкова В.А. Неизвестный Тамбов. Тамбов, 1993. С. 138.
[30] Михлев В. Кинотеатры на отшибе от зрителя // Тамбовская правда. 1933. 10 октября.
[31] Народное хозяйство Тамбовской области за 60 лет: Юбилейный статистический сборник. Тамбов, 1977. С. 199.
[32] ГАСПИТО. Ф. П-1176. Оп. 1. Д. 7. Л. 47.