Бурахина Ольга Анатольевна
С самого начала становления советской власти политика государства предусматривала участие молодежи в трудовой деятельности на объектах народного хозяйства. Партия ставила задачу создания такой системы народного образования, в которой обучение и воспитание подрастающего поколения было бы тесно связано с жизнью, с производительным трудом1.
Успешное решение задач коммунистического строительства тесно связывалось с уровнем подготовки кадров для всех областей народного хозяйства, в которой особое место принадлежало высшей школе. Труд и воспитание соединяли. Обучение с производственным трудом должно было стать средством для увеличения общественного производства и средством для воспитания всесторонне развитых людей2.
Привлечь в вузы широкие массы пролетарской молодежи позволили начавшиеся реформы высшей школы, организация деятельности рабочих факультетов. Уже осенью 1920 года их численность достигла 17 тыс. человек3. В ноябре 1922 года ЦК РКСМ принял решение о широком привлечении вузовского комсомола к участию в союзной жизни и, прежде всего, сближению его с фабрично-заводскими организациями4. Выполняя эту задачу, первичные ячейки РКСМ направляли студентов-комсомольцев на агитационно-пропагандистскую, просветительную работу среди рабочих промышленных предприятий, оказание помощи библиотекам и клубам заводов и фабрик. Советское правительство в своих директивных документах устанавливало обязательность практики студентов на государственных, общественных и частных предприятиях и учреждениях.
Первые «трудовые семестры» у советских студентов начались летом 1924 года, после того как ВЦСПС и Народные комиссариаты труда и просвещения разработали специальную инструкцию о практике студентов в летнее время, в которой был определен порядок прохождения практики и использования труда студентов в летнее время на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве страны5. Оргбюро ЦК РКП(б) 12 января 1925 года приняло специальное постановление о ближайших задачах вузов, в котором указало, что практика должна, прежде всего, «ввести студента в понимание той среды и тех условий, в которых ему придется работать»6. Государством были выделены бюджетные средства на организацию такой практики. В сентябре 1925 года Наркоматы финансов предложили включить в местные бюджеты статью, касающуюся расходов средств на проведение производственной практики студентов.
13 апреля 1925 года ЦК РЛКСМ обратился ко всем комсомольским организациям вузов с письмом о работе студентов в период летних каникул7. В ответ на этот призыв студенческая молодежь приняла участие в уборке хлеба, строительстве Центрального дома студентов в Москве, Волховской ГЭС, МХТИ и рабфака им. Я.М. Свердлова, различных объектов в Коломенском уезде, политико-просветительского института им. Н.К. Крупской в Куйбышевской области8.
ХIII съезд РКП(б) обратил особое внимание комсомола на необходимость «установления живой связи вуза с производством», которая должна рассматриваться не только как производительный труд студенчества во время практики на предприятиях, но и как средство политического воспитания», вовлечения их в общественно-политическую жизнь9. Под влиянием указаний съезда партии, VI съезд комсомола в своем решении записал: «Силу комсомольцев - студентов необходимо особенно планомерно и многообразно использовать во время каникулярных отпусков … Для этого необходимо заранее учитывать место использования отпуска и в течение учебного года вести подготовительную работу …»10.
29 декабря 1929 года ЦК ВКП(б) в постановлении «Об участии ВЛКСМ в хозяйственном строительстве» призвал комсомол «повернуться всей своей массой в сторону практического участия во всех отраслях хозяйственно-культурного строительства… возглавить активность молодежи в хозяйственном строительстве»11. На VIII, IХ и Х съездах, VI и VII Всесоюзных конференциях ВЛКСМ ставил задачи активного участия комсомольских организаций в воспитании студенческой молодежи, повышения качества обучения юношей и девушек в вузах и техникумах, мобилизации их на выполнение планов первых пятилеток12.
В 1930-е годы студенты более активно стали привлекаться к участию в решении задач хозяйственного и культурного строительства в СССР, тогда как в 1920-е годы их работа в большинстве своем ограничивалась производственной практикой и агитационно-пропагандистской работой во внеучебное время.
10 мая 1930 года ЦК ВЛКСМ принял постановление «О состоянии производственного обучения в высшей школе» в котором указал, что «введение непрерывной производственной практики и превращение ее в форму и систему производственного обучения способствует установлению связи между высшей школой и предприятием на основе сочетания учебы студентов с производительным трудом и активным участием в социалистическом строительстве …»13. В стране развернулось массовое участие студенческой молодежи в строительстве, в подъеме сельскохозяйственного производства, проведении общественно-политической работы. В 1933 году трудилось 350 тысяч представителей вузовской молодежи. Студенческие бригады «трудоармейцев» и «синеблузников» в годы предвоенных пятилеток участвовали в коммунистических субботниках и на благоустройстве городов бесплатно, по-ударному, и главной задачей такого труда была помощь стране. Студенты Тамбовского пединститута еженедельно устраивали воскресники, на которых разгружали на вокзале зерно, рубили и сплавляли по реке лес, чистили улицы, убирали снег. На одном из таких воскресников по улице Набережной была заложена комсомольская аллея14.
Студенческая молодежь принимала самое активное участие в ликвидации неграмотности среди взрослых и молодежи, как на промышленных предприятиях, так и в сельской местности, оказывала помощь в организации пропагандистской, культурно-массовой и санитарно-просветительской работе в деревнях. В 1938 году студентами Тамбовского пединститута было взято шефство над тремя сельскохозяйственными районами Тамбовской области – Платоновским, Инжавинским, Рассказовским15.
В 1930-е годы директивность и обязательность трудовой инициативы стала «осознанной необходимостью», страна жила в ожидании войны, студенты забывали про каникулы и выходные, и в свободное от учебы время работали на производстве16. Считая помощь студентов народному хозяйству важной как для реализации общегосударственных задач, так и для воспитания самих будущих специалистов, ЦК ВЛКСМ в постановлении от 10 июня 1941 года обязал комсомольские организации вузов и техникумов «... провести необходимую организационную работу по привлечению студентов для работы в период летних каникул в промышленности, на стройках, в сельском хозяйстве»17. Однако выполнению постановления помешала Великая Отечественная война.
В грозные годы войны студенты Тамбовской области, стараясь не прерывать учебный процесс, шли на курсы по подготовке комбайнеров, трактористов, радистов, медсестер. Студенты Тамбовского пединститута помогали в обслуживании раненых бойцов в четырех подшефных госпиталях, систематически организовывали там концерты, читали лекции, за год было проведено более 200 лекций и бесед. Культурно-массовая работа проводилась и для населения, на заводах, в воинских частях. Помимо работы на подсобном участке института студенты помогали хозяйствам и колхозам Тамбовской области в уборке урожая18. Трудно приходилось студентам на сооружении оборонительных рубежей. Тяжелой была работа на заготовке топлива для института, в мороз и пургу за 8-10 километров от города отправлялись студенты, чтобы привезти на салазках сучья и торф. Помогали они и в расчистке железнодорожных путей19. В 1941 году 20 студентов пединститута были отправлены под город Брянск рыть окопы20, а те, кто остался в городе,выработали на предприятиях Тамбова 6000 трудодней. Из личных сбережений было собрано 67 488 рублей и все это было передано в фонд обороны Родины21.
В годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период советское студенчество продемонстрировало мужество и героизм, внесло посильный вклад в усиление военной мощи страны, восстановление ее экономического потенциала. Эти годы стали периодом массового участия студентов в общественно-производительном труде. Центральный комитет ВКП(б) и советское правительство в Постановлении «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» от 21 августа 1943 года наметили меры по ликвидации последствий фашисткой оккупации. И студенческая молодежь проявила трудовой героизм при возрождении промышленности, транспорта, сельского хозяйства страны.
2 июня 1945 года ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС приняли совместное постановление «О работе среди студентов вузов и учащихся техникумов в период летних каникул», в котором обязали комитеты комсомола и профкомы активно привлекать юношей и девушек учебных заведений к восстановлению народного хозяйства, укреплению учебно-производственной, культурно-бытовой базы вузов и техникумов22. Препятствием для развертывания восстановительных работ в нужном масштабе являлась нехватка квалифицированных рабочих кадров и рабочих строительных специальностей.
18 марта 1946 года сессия Верховного совета приняла «3акон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.». В апреле этого же года Пленум ЦК ВЛКСМ в свете его положений определил основные задачи комсомольских организаций по выполнению решений партии и правительства. В своем постановлении «Об участии молодежи в выполнении пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы пленум обязал комсомольские организации «... широко привлекать молодежь к работам по восстановлению и благоустройству городов, сел ...; помогать молодежи овладевать строительными профессиями». В 1946 году более 700 комсомольцев города Тамбова принимали участие в строительстве Рассказовской дороги. Ежедневно целыми курсами в 1947 году по призыву комитета комсомола студенты Тамбова приходили на строительство стадиона «Спартак»23.
Участие студентов в строительных работах, прежде всего, на селе в период дальнейшего развития общества было обусловлено необходимостью восстановления разрушенного войной народного хозяйства, укрепления; производственной и культурно-бытовой базы колхозов и совхозов, нехваткой трудовых ресурсов. Энтузиазм молодежи помогал вернуться городам к нормальной жизни после войны.
Однако вовлечение будущих специалистов в капитальное строительство проходило эпизодически, без тщательной профессиональной подготовки юношей и девушек, их обучения технике безопасности, не носило планового и четко организованного характера. Практически отсутствовали договорные обязательства между студенческими коллективами и хозяйственными организациями. Отрядами в эти годы руководили преподаватели учебных заведений, а юноши и девушки после приезда на места дислокации распределялись в разные строительные бригады, их жизнь и деятельность полностью подчинялась трудовым и бытовым распорядкам производственных коллективов, т.е. фактически в эти годы не существовал студенческий отряд как таковой с принципами самоуправления.
В 1950-е годы в стране развернулось массовое строительство. Требовалось большое количество рабочих рук и квалифицированных специалистов. Такой рабочей силой стало студенчество. Наверное, нет ни одной стройки в нашей стране, в которой бы не принимали участие студенческие отряды. И если раньше студенты привлекались для работ в основном в осенний период на уборку урожая, то теперь принимали активное участие в различных строительных работах в летнее время.
В постановлении, принятом в апреле 1956 года, Пленум ЦК ВЛКСМ сформулировал задачу комсомольским организациям высших и средних специальных учебных заведений «направлять деятельность на воспитание у студентов и учащихся чувства высокой ответственности за овладение знаниями, готовность преодолевать трудности, работать там, где этого требуют интересы Родины»24. Это постановление получило дальнейшее развитие. В февральском постановлении 1957 года «Об улучшении идейно-воспитательной работы комсомольских организаций среди комсомольцев молодежи» ЦК ВЛКСМ призывал «...воспитывать молодежь в труде..., готовить ее к активному производительному труду на благо Советской Родины, ...возбуждать жажду трудового подвига, стремление отличиться в труде»25.
Не осталось в стороне советское студенчество и от освоения страной целинных и залежных земель. Сотни студентов вузов и техникумов весной 1954 года выехали на целину26. В январе 1956 года на совещании комсомольцев и молодежи, отличившихся при освоении целины, которое проходило в Кремле, выступил Н.С. Хрущев. Первый секретарь ЦК КПСС, в частности, заметил: «Задача, поставленная партией и правительством по освоению целинных земель, ... в основном решена. И не 13 млн. гектаров поднято, как об этом говорили в дни призыва. А значительно больше. Сейчас уже вспахано... 30 млн. гектаров... И это очень хорошо! Если бы мы избрали путь освоения целины через обычное переселение людей в новые районы, нам и двух пятилеток было бы мало для освоения такого количества земли. А когда мы дали технику для целинных земель и, надеясь на ваши горячие сердца, обратились к молодежи, к комсомольцам, которые активно поддержали призыв партии, то оказалось, что эта задача была решена в короткий срок»27.
По призыву ЦК ВЛКСМ во время летних каникул в июне 1956 года тысячи студентов выехали на уборку целинного урожая28. Богатым был урожай первых целинных лет. Подсчеты показали, что убрать его без привлечения дополнительной рабочей силы было невозможно (вместо намечавшихся 600 млн. пудов зерна в 1956 году было собрано 1 млрд. пудов)29. В уборке этого огромного урожая приняло участие около 2000 юношей и девушек Тамбовщины30. 22 июня 1956 года ЦК ВЛКСМ обратился к комсомольцам, ко всей советской молодежи страны за помощью. «Поможем новоселам убрать зерно» - так называлось обращение ЦК комсомола опубликованное в центральной прессе. «Создавайте, товарищи, ударные отряды и бригады из ... студентов высших учебных заведений! Пусть комсомольские работники и активисты станут во главе этих отрядов и бригад!» - говорилось в обращении31. Ко времени опубликования обращения у большей части студентов уже заканчивалась сессия, и кто-то уже уезжал домой. Как только стало известно о сложившейся ситуации на целине, комитеты комсомолов вузов развернули агитационную работу.
По призыву ЦК ВЛКСМ и Тамбовской областной комсомольской организации студенты и молодые рабочие Тамбова, Мичуринска, Моршанска, Рассказова, Котовска, Кирсанова выехали в Акмолинскую область. Комсомольский эшелон состоял из 29 товарных вагонов, украшенных лозунгами и транспарантами, была создана торжественная обстановка, играл духовой оркестр, около вагонов отъезжающие и провожающие пели песни. Только комсомольская организация Тамбовского пединститута в период с 1956 по 1958 гг. направила в Казахстан 500 студентов. Ежегодно ребята привозили в институт награду за свой труд — Почетный вымпел Актюбинского обкома ВЛКСМ32.
«С энтузиазмом ехала молодежь на целину, — вспоминал Е.А. Морозов33, — в пути мы готовили концерты для целинников, разучивали песни, выпускали «боевые листки», «молнии». Всем хотелось скорее увидеть целинные земли, встретиться с новоселами»34. Но комсомольцев ждали суровые испытания. Один из участников освоения целины Михаил Бабюк вспоминал, в каких условиях приходилось работать: «Бескрайняя степь, посреди степи небольшой поселок домов 30, так выглядела в 1957 году центральная усадьба совхоза «Ильич» Кокчетавской области. Рабочий день был по 10-12 часов, никакой механизации, все вручную. Климат Казахстана суровый, в июле зной до пятидесяти градусов в тени, ветер, обжигающий и забивающий песком глаза, уши, в сентябре заморозки. Были перебои с водой. Иногда воду возили только для пищеблока и приготовления раствора. Как на праздник, раз в две недели возили в баню, в ближайший райцентр за 30-50 км. Были ночные дежурства, т.к. некоторые из местных жителей выступали против освоения целины, поджигали новостройки»35. И все равно, не смотря на тяжелые условия, молодежь ехала на стройки республик и областей. Юноши и девушки тянули высоковольтные линии, занимались электрификацией удаленных уголков страны, организовывали отряды проводников на железной дороге, уборочные отряды, строили мосты и дороги.
Пьянящая популярность студенческих отрядов в стране была так высока, что желающих поехать в их составе на целинные степи Казахстана было больше чем нужно, были конкурсы до 5 человек на место. Но желание у молодежи испытать себя, свою судьбу, друзей было сильнее. Не всем, кто выдержал столь высокий конкурс, работа в отрядах оказывалась по силам. Кого-то подводило здоровье, кто-то просто переоценил свои возможности, а некоторые не выдерживали испытание сухим законом.
В июньском обращении ЦК ВЛКСМ отмечалось, что «комсомольские организации могут послать в районы целинных и залежных земель на помощь своим товарищам сроком на два месяца 200 тысяч юношей и девушек, добровольно изъявивших желание поехать на целину». В заявлениях о направлении на целину студенты писали коротко: «Прошу послать меня в Казахстан на уборку урожая. Это нужно моей Родине». Всего за 1956-1958 годы более 400 тыс. студентов из разных городов страны во время летних каникул приняли участие в уборке целинного урожая, строительстве производственных и культурно-бытовых объектов36.
Именно на целине были заложены многие формы труда будущих строительных отрядов. Направляя трудовую деятельность студентов, комитеты комсомола выработали и апробировали немало эффективных организационных форм. По просьбе местных советских, хозяйственных, комсомольских и партийных организаций целинные студенческие отряды стали оказывать также помощь в ремонте и строительстве несложных производственных и культурно-бытовых объектов. Студенческие бригады строили кошары и саманные домики, зернохранилища, ремонтировали дороги и животноводческие помещения. Например, молодежь Тамбовщины в предуборочные дни своими силами отремонтировала 23 комбайна, 6 тракторов, 87 зерноочистительных машин, подготовила 20 токов. Особенно отличились ребята на строительстве и электрификации токов учащиеся Кирсановского техникума механизации и электрификации сельского хозяйства. В дни жатвы тамбовские комсомольцы работали комбайнерами, штурвальными, мотористами, шоферами, особенно тяжелой была работа на токах, они действовали круглосуточно37.
Молодежь ударно работала на возведении производственных и культурно-бытовых объектов в Казахстане. Анализ имеющихся источников показывает, что по решению обкома партии в эти годы выезжали и трудились на целинных стройках студенческие отряды многих вузов и техникумов страны - Москвы, Украины, Воронежа, Тамбова, Новосибирска, Куйбышева, Саратова, Казани, Свердловска и других. Но в популярной и научной литературе чаще всего приводят пример того, как был организован студенческого отряда на физическом факультете МГУ им М.В. Ломоносова после 13 октября 1958 года, когда на IX-ой отчетно-выборной конференции комсомольская организация вуза приняла решение: «Комсомольская конференция просит ЦК ВЛКСМ предоставить объект для студенческой стройки. Считая работу на стройке одним из важнейших участков комсомольской работы, конференция требует от бюро ВЛКСМ физфака решения о назначении объекта... Обязать бюро ВЛКСМ физфака организовать штаб по подготовке к целине 1959 года. Организовать с 7 февраля 1959 года курсы по подготовке механизаторов, строителей и т.п. просить ЦК ВЛКСМ разрешить установить шефство над совхозом «Ждановский» Северо-Казахстанской области и направлять в последующие годы комсомольцев физфака на работу в этом совхозе»38.
Инициатива студентов по созданию студенческого строительного отряда была поддержана руководством совхоза и Булаевского райкома партии, которые обратились в ректорат и партком университета с просьбой о направлении в Казахстан строительного отряда летом 1959 года. В итоге был сформирован студенческий строительный отряд численностью 520 человек. За время летних месяцев 339 студентов-физиков МГУ приняли участие в сооружении 20 объектов в совхозах Булаевского района Северо-Казахстанской области, ими было освоено 250 тысяч рублей капиталовложений39. Наряду со строительством студенты проводили большую общественно-политическую работу среди населения. Именно это событие и принято считать в популярной и научной литературе началом студенческого строительного движения, а студенческий отряд МГУ - «первопроходцем». Однако в 1959 году десятки тысяч студентов и учащихся всей страны под руководством комсомольских организаций работали на уборке урожая в целинных совхозах и колхозах Казахстана, Алтая, Поволжья и Сибири40. Опыт деятельности комсомольской организации Московского университета, конечно, представляет несомненный интерес, но говорить о приоритете в патриотическом начинании какого-либо вуза будет не совсем правильно.
В январе 1960 года газета «Комсомольская правда» опубликовала письмо секретарей комитетов комсомола четырех учебных заведений – МГУ, МИСИ, МАРХИ и строительного техникума Москвы, в котором рассказывалось об опыте организации и работы студенческих строительных отрядов в Казахстане и на Алтае летом 1959 года41. Они призывали всех студентов и учащихся страны принять активное участие в производственном, жилищном и культурно-бытовом строительстве в районах освоения целинных и залежных земель и создавать для этого специальные отряды.
В годы массового освоения целины у отрядов появился первый Устав студенческих отрядов. В частности, в нем говорилось: «Целинный отряд является ударным комсомольским отрядом и направляется по призыву партии
и комсомола на целинные земли на борьбу за хлеб. Каждый член отряда обещает Родине и комсомолу упорно и добросовестно трудиться; жить в коллективе и интересами коллектива, сделать товарищескую взаимопомощь основным принципом отрядной жизни; мужественно преодолевать любые трудности; уметь не только хорошо работать, но и весело и разумно отдыхать; дорожить честью прославившего нас комсомола, честью студента-целинника»42.
В 1961 году ЦК ВЛКСМ одобрил инициативу комсомольских организаций 32 вузов городов Москвы, Ленинграда и Киева о направлении на целину ударного студенческого отряда для оказания помощи в строительстве жилищно-бытовых и производственных объектов. На стройках 128 совхозов и колхозов Целинного края работало 9560 студентов, ими было освоено более 10 миллионов рублей капиталовложений43. При этом следует отметить и влияние на социальную активность учащейся молодежи тех демократических изменений, которые произошли в социально-политической жизни нашего общества после ХХ съезда КПСС. Ведь на этом съезде не только был разоблачен культ личности Сталина, но был дан импульс творческим инициативам всего населения страны практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Хрущевская «оттепель» создала возможность молодежи проявить самостоятельность и инициативу. Нет ничего удивительного в том, что проявили ее именно студенты как наиболее грамотные во всех смыслах молодые люди, которые почувствовали возможность реализовать свой творческий потенциал, реально приобщившись к великим событиям, происходящим в жизни страны, в ее экономике в первую очередь.
Освоение целинных и залежных земель, широкое развитие промышленного и культурно-бытового строительства потребовали значительного увеличения численности строительных рабочих. Дальнейшее развитие студенческого движения, возросшее количество отрядов требовали принятия и совершенствования единой организационной структуры движения, форм и методов руководства отрядами, выработки нормативных актов. В начале 1960-х годов комсомол внес качественные изменения в организацию труда юношей и девушек в период летних каникул. Принятие 7 июня 1962 года ЦК ВЛКСМ постановления «Об участии комсомольских организаций вузов гг. Москвы, Ленинграда, Киева в строительстве на целинных землях», и поддержка инициативы студентов по созданию строительных отрядов, способствовали росту численности отрядов, укреплению их организационных начал, нормативному закреплению принципов студенческого трудового движения.
Накопленный комсомольскими организациями опыт в работе со студентами различных учебных заведений страны был отражен в первом Уставе ССО, который был принят в 1962 году. С 1963 года начала действовать инженерная служба, основными задачами которой являлись профессиональная подготовка студентов к летним работам обучение правилам техники безопасности, проведение договорной компании. В это же время сформировалась и медицинская служба, призванная обеспечить охрану здоровья не только членов отряда, но и местного населения. В феврале 1965 года ЦК ВЛКСМ при рассмотрении вопроса о направлении ССО в целинные районы Казахской области, рекомендовал всем райкомам, горкомам, обкомам, крайкомам комсомола создавать подготовительные штабы, на летний период был создан Центральный штаб студенческих строительных отрядов44. В связи с выездом большого количества студентов на объекты транспортного строительства и электрификации, ЦК ВЛКСМ совместно с заинтересованными министерствами в 1966 году был создан постоянно действующий (круглогодичный) Центральный штаб ССО при Министерстве транспортного строительства СССР и Центральный штаб отряда «Энергия» при министерстве энергетики и электрификации СССР. Постепенно шел процесс выработки организационной структуры и методов управления и руководства отрядами45.
С каждым годом увеличивался объем студентов в рядах ССО, создавались большие отряды для работы на объектах транспортного строительства, электрификации сельского хозяйства, нефтяных и газовых месторождений. В 1960-е годы студенты вузов внесли огромный вклад в электрификацию и радиофикацию сельских районов страны. Комитеты комсомола, штабы ССО и ректораты учебных заведений стремились к формированию специализированных, т.е. профильных отрядов. Это было обусловлено и желанием студентов, применять на практике полученные знания, тем самым повышать эффективность производственной деятельности отрядов. В дальнейшем эта форма организации производственной деятельности получила развитие.
По итогам лета 1966 года правительством была дана высокая оценка труду студентов, как следствие, в дальнейшем были приняты постановления, которые закрепляли основные направления организационного построения, формы и методы руководства стройотрядов. На первом Всесоюзном слете ССО, проходившем 13-14 декабря 1966 года в Кремлевском Дворце съездов, были отмечены успехи и ударная работа советского студенчества на освоении нефтяных и газовых месторождений в Тюмени, на строительстве железных дорог Хребтовая — Усть-Ильимск, Тюмень — Сургут, на Кольском полуострове. Участники слета обобщили опыт работы студенческих отрядов, определили перспективы дальнейшего развития патриотического движения, роль и место отрядов в воспитании молодежи, профессиональной подготовке будущих специалистов46. Так же на слете был утвержден Устав Всесоюзного отряда, который стал основополагающим для организации деятельности всех отрядов в стране.
На сегодняшний день историки расходятся во мнениях и затрудняются назвать единую дату возникновения молодежного стройотрядовского движения. По мнению В.А. Приступко, расхождение в датах вызвано различием понимания его сущности. Одни связывают зарождение движения с возникновением отдельных единичных отрядов, другие считают, что данное движение необходимо рассматривать как масштабное социальное явление47. По мнению Е.Ф. Артемьева главной предпосылкой зарождения движения явилось участие студентов в уборке урожая целинных и залежных земель. На основе анализа документов 1950-1970 годов он сделал вывод, что студенческие отряды превратились в массовое общественное движение советской молодежи во второй половине 1960-х годов, когда сложилась система управления деятельностью Всесоюзного студенческого отряда, были сформированы основные направления и формы работы, движение получило широкую общественно-государственную поддержку48. С точки зрения А.И. Пискуна до 1959 года работа студентов носила эпизодический характер, не была системной. Дату зарождения он относит непосредственно к 1959 году, когда во многих вузах страны были сформированы студенческие отряды49.
Анализируя различные точки зрения, приходим к выводу, что возникновение движения студенческих строительных отрядов нельзя приписать к заслугам какого-то конкретного вуза или отдельной комсомольской организации. Патриотическое движение студенческих строительных отрядов является продолжением дел студенческой молодежи 1920-1930-х годов, периода Великой Отечественной войны и трудных лет послевоенного возрождения, освоения целинных и залежных земель. После победы советского народа в Великой Отечественной войне в стране наблюдался патриотический подъем. Немаловажной причиной возникновения отрядов явились социально-экономические предпосылки. Сама инициатива была не столько экономической, сколько социальной в широком смысле этого слова, так как прямые и косвенные последствия этой инициативы выходили далеко за экономические рамки. Немаловажным фактором добровольного, сознательного участия студенческой молодежи в строительных работах в составе отрядов было искреннее стремление принести пользу Родине. В основе возникновения первых целинных студенческих строительных отрядов лежала, прежде всего, идея создания на принципе добровольности неформальной студенческой организации, занимающейся конкретным делом.
Движение ССО возникло тогда, когда желание не только убирать хлеб, но и строить возросло до идеи создания специализированных, профессиональных строительных отрядов. Комсомольскими организациями практически всех учебных заведений страны за многие годы был накоплен опыт организации труда студентов как во время осенних сельхозуборочных работ в подшефных колхозах, на субботниках, так и во время летних каникул, который затем был реализован в патриотическом движении студенческих строительных отрядов.
[1] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1926-1929. Т.4. М., 1984. С.357-359.
[2] Губина С.А. Трудовое воспитание студентов: методология, теория, управление. М., 1986. С.5.
[3] Комсомол и высшая школа: Документы и материалы съездов, конференций ЦК ВЛКСМ по работе вузовского комсомола (1918-1968). М., 1968. С.7.
[4] Комсомол и высшая школа: Документы и материалы съездов, конференций ЦК ВЛКСМ по работе вузовского комсомола (1918-1968). М., 1968. С.13.
[6] Правда. 1924. 4 ноября.
[7] Комсомол и высшая школа… С.30-32.
[8] РГАСПИ. Ф.М-17. Оп.8. Д.660. Л.2.
[9] КПСС в резолюциях … Т.3. С.282.
[10] Комсомол и высшая школа…С.25.
[11] КПСС в резолюциях ... Т.5. С.71.
[12] Товарищ комсомол. Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ (1918-1968). М., 1969. Т.1. С.323-396, 411-424, 445-558.
[13] Комсомол и высшая школа… С.58.
[14] Народный учитель. 1984. 2 ноября.
[15] Народный учитель. 1984. 2 ноября.
[16] Лепехин В.А. История студенческих строительных отрядов МГУ. Краткий очерк к 30-летию студенческого строительного движения. М., 1990. С. 6.
[17] Комсомол и высшая школа…С.91-92
[18] Народный учитель. 1960. 10 декабря.
[19] Народный учитель. 1984. 7 декабря.
[20] Народный учитель. 1984. 2 ноября.
[21] Народный учитель. 1960. 10 декабря.
[22] Комсомол и высшая школа… С.101
[23] Народный учитель. 1984. 2 ноября.
[24] Товарищ комсомол … Т.2. С. 150.
[25] Товарищ комсомол … Т.2. С. 170.
[26] РГАСПИ. Ф.М-17. Оп.8. Д.660. Л.2.
[27] Лепехин В.А. История студенческих строительных отрядов МГУ... С. 8.
[28] РГАСПИ. Ф.М-17. Оп.8. Д.660. Л.2.
[29] Лепехин В.А. История студенческих строительных отрядов МГУ... С. 8.
[30] Комсомольское знамя. 1978. 22 ноября.
[31] Комсомольская правда. 1956. 22 июня.
[32] Народный учитель. 1984. 2 ноября.
[33] Е.А. Морозов в 1956 году был начальником эшелона целинников из Тамбовской области, позже возглавлял Тамбовский областной краеведческий музей.
[34] Комсомольское знамя. 1978. 22 ноября.
[35] Комсомольское знамя. 1971. 1 января.
[36] РГАСПИ. Ф.М-17. Оп.8. Д.660. Л.2.
[37] Комсомольское знамя. 1978. 22 ноября.
[38] Лепехин В.А. История студенческих строительных отрядов МГУ… С.5-8.
[39] Ргаспи. ф.м-17. оп.8. д.660. л.2.
[40] Ргаспи. ф.м-17. оп.8. д.660. л.2.
[41] Ргаспи. ф.м-17. оп.8. д.660. Л.3.
[42] Забродин А.В. Студенческие строительные отряды Ленинграда: исторический опыт и уроки их деятельности (1959-1977 гг.). Дис… канд.ист.наук. СПб., 2001. С.41.
[43] Ргаспи. ф.м-17. оп.8. д.660. л.3.
[44] РГАСПИ. Ф.М-17. Оп.8. Д.660. Л.4.
[45] РГАСПИ. Ф.М-17. Оп.8. Д.660. Л.4.
[46] РГАСПИ. Ф.М-17. Оп.8. Д.660. Л.4.
[47] Приступко В.А. Студенческие отряды как важный фактор реализации государственной политики по подготовке специалистов для народного хозяйства, 1959-1991 гг. М., 2003. С.11.
[48] Артемьев Е.Ф. Ступени возмужания. История, опыт патриотического движения студенческих отрядов. М., 1984. С.19,43-44.
[49] Пискун А.И. Партийное руководство деятельностью комсомола по организации и развитию движения студенческих отрядов. Дис… канд.ист.наук. Киев, 1987. С.11.