мая 11

Содержание материала

Антимонов Михаил Юрьевич

Беляев Артем Александрович

С окончанием войны значительно усилилось внимание органов власти к развитию общеобразовательной школы, углублению и расширению трудового воспитания и политехнического обучения учащихся. В сфере школьного образования в первые послевоенные годы произошло несколько этапных поворотов. Принятым в марте 1946 года Законом о пятилетнем плане восстановления народного хозяйства было предусмотрено всеобщее обязательное обучение детей с 7-летнего возраста1.

В 1949 году провозглашен переход ко всеобщему семилетнему образованию. В октябре 1952 года Директивами ХIХ съезда КПСС была выдвинута задача введения всеобщего среднего десятилетнего образования в городах и подготовки условий для такого перехода в сельской местности2.

Комсомольские организации школ рассматривались как помощники учительских коллективов в осуществлении учебно-воспитательного процесса, создании предметных кружков, в подготовке и проведении лекций, читательских конференций и диспутов, экскурсий, конкурсов и смотров технического творчества учащихся, музыкальных и литературных вечеров, экскурсий, коллективных посещений театров. От школьных комитетов ВЛКСМ ждали формирования у подростков сознательного отношения к учёбе, прочного овладения основами наук.

Однако послевоенные комсомольские организации в школах были весьма малочисленны, в силу чего имели недостаточно сильное влияние на школьные коллективы. Большинство учащихся не входили в ряды ВЛКСМ. В 1946 году по области насчитывалось 515 школьных комсомольских организаций с общим количеством 9 953 человека3. Накануне же Великой Отечественной войны комсомольцев в школах области насчитывалось 21 190 человек4. Этот показатель свидетельствует об уменьшении численности школьного комсомола области в два раза. Такое резкое сокращение можно объяснить тем, что школьники комсомольского возраста вынуждены были бросить учёбу из-за тягот войны и связанных с ней перемен в быту. При обследовании Тамбовского района в 1946 году, например, выяснилось, что 445 детей не посещают школы из-за отсутствия одежды и обуви5.

Среди принятых в области в комсомол в 1946-1947 годах школьники (9436 человек) составляли 36,6%6. Однако при столь заметном общем росте школьного комсомола в 32 семилетних школах области в 1946-1947 учебном году не было комсомольских организаций. Большинство комсомольских организаций в своих рядах насчитывало до 5 комсомольцев7. Самая большая комсомольская организация в школах Гавриловского района состояла только из 24 комсомольцев8.

В 1947-1948 учебном году в области действовало 1 886 школ (118 средних, 435 семилетних, 1333 начальных). Только в 552 школах работали комсомольские организации9. Правда, многочисленными нельзя было назвать даже комсомольские организации крупных школ. В школе № 8 г. Тамбова, например, обучалось 1 400 учащихся, а комсомольская организация состояла из 118 человек10.

На пленуме Тамбовского обкома комсомола, состоявшемся в сентябре 1947 года обсуждалось постановление XII пленума ЦК ВЛКСМ «О мерах по улучшению работы комсомола в школе». Отмечалось, что достигнуто некоторое улучшение в руководстве школьными комсомольскими организациями. Вместе с тем, пленум обкома отмечал, что многие комсомольские организации по-прежнему плохо помогали учителям в воспитании учащейся молодёжи, продолжали работать в отрыве от всей учебно-воспитательной работы, проводимой директорами и учителями школ. Во многих школах не были созданы кружки, редко читались лекции, проводились литературные вечера. Пленум обкома подчеркнул, что многие учителя и директора школ мало оказывают поддержки в работе комсомольских и пионерских организаций школ, в организации кружковой, внеклассной и внешкольной работы. Особенно важным для дальнейшего развития школьного комсомола было осознание того, что «комсомольские организации зачастую строят свою работу однообразно и неинтересно, не занимают ведущей роли в постановке вопросов, связанных с жизнью школы, организацией культурно-массовой и политико-воспитательной работы перед директорами и учителями». Говорилось, что комсомольцы сами зачастую оказывались в числе неуспевающих11.

Надо заметить, что и общая успеваемость была низкой. Из 227 123 учащихся области в 1946-1947 учебном году не успевало 55 702 человека (24,07%). В 1948-1949 учебном году в области учащихся, оставленных на второй год, было 17%, а в 1949-1950 учебном году - 19%12. В 1951 г. в г. Тамбове из 15 448 учащихся на второй год было оставлено 1377 человек , 1090 получили работы на осень13. По итогам 1-й четверти 1952-1953 учебного года в области неуспевающим был каждый четвертый учащийся14.

Для улучшения успеваемости учащихся проводилась определённая работа. В школах создавались фотовитрины отличников учёбы15. Были установлены комсомольские стипендии для 102 лучших учащихся семилетних и средних школ области (размером 100 рублей каждая)16. Молодыми учителями-комсомольцами организовывались дополнительные учебные занятия на безвозмездной основе, родительские лектории. Во время подготовки к экзаменам и испытаниям были созданы комнаты подготовки к ним. Большое внимание было уделено выпускникам 10-х классов. Причем там, где комсомольцы активно готовили выпускные классы к экзаменам, результаты были заметно лучше17. На неуспевающих учащихся пытались влиять с помощью общественного мнения: их обсуждали на комсомольских собраниях, на заседаниях комитета комсомола, критиковали в стенных газетах. Члены школьных комитетов комсомола, комсорги групп обеспечивали неуспевающих учебниками, следили за посещением дополнительных занятий, прикрепляли отличников18. В ряде комсомольских организаций были образованы специальные сектора успеваемости. Правда, иногда школьные комсомольские организации впадали в крайность, сводя всю свою работу к обсуждению, «проработке» неуспевающих, нравоучительных бесед с их родителями. Очень часто вся работа заключалась в проведении собраний, заседаний, проходивших формально и неинтересно19.

В тоже время «борясь за высокую успеваемость», комсомольские организации, сами того не замечая, способствовали понижению качества учебы комсомольских активистов. Ведь именно на них ложился груз всей общественной работы в школе. Неслучайно 13 декабря 1948 года было принято постановление ЦК ВКП (б) «О мерах по устранению перегрузки школьников общественной и другой работой». Но и в 1951 году проблема оставалась актуальной. На пленуме Тамбовского обкома ВЛКСМ в ноябре 1951 года признавалось: «Один и тот же пионер у нас подчас выполняет обязанности вожатого звена, члена совета отряда, дружины, редактора стенной газеты, члена учкома и участвует в работе 2-3 предметных кружков… Нередко бывает, когда пионерского или комсомольского активиста снимают с уроков для оформления стенной газеты к празднику, для написания плакатов, для репетиции пьесы, для участия в различного рода соревнованиях»20.

Недостаточно велась обкомом и местными комсомольскими органами борьба с отсевом учащихся, за выполнение закона о всеобуче, который предусматривал вовлечение в школы всех детей с 7 до 15 лет и преодоление их ухода из школ в течение учебного года. В сентябре 1946 года в школы области не явилось 10 170 детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет21. В ходе выполнения постановления ЦК ВЛКСМ «Об участии комсомольских организаций в подготовке школ к новому 1947-1948 учебному году» Тамбовский обком ВЛКСМ, райкомы, горкомы совместно с органами народного образования проводили учёт детей в возрасте от 7 до 14 лет. В ходе проведения учёта принимались меры к обеспечению остронуждающихся детей обувью, там, где это было возможно, организовывали горячие завтраки22. Но и в 1948 году по 1 – 4 классам области не было охвачено обучением 2 212 учащихся, а отсев из школы по 1 – 10 классам составлял 4 583 человека23. Даже в конце 1952 года более 3 тысяч детей области не учились в школах24.

Главным препятствием при реализации закона о всеобуче являлись материальные трудности, испытываемые большинством советских семей в тот период. Отсутствие одежды и обуви, необходимость заработка были основными причинами ухода детей из школы.

Именно тяжёлым социально-экономическим положением в стране в первую очередь можно объяснить и все более активное привлечение учащихся к общественно-полезному труду, что, в конечном счете, тоже осложняло выполнение ими учебных программ. С трибуны пленума Тамбовского обкома ВЛКСМ признавалось: «О пионерах и школьниках мы вспоминаем тогда, когда на хозяйственном фронте намечается прорыв и тогда используют эту силу в качестве аварийной»25.

В 1947 году во всех школах области были созданы бригады по сбору колосьев. Комсомольские организации области создавали из числа учащихся старших классов бригады по ремонту школ, квартир учителей, заготовке и вывозу топлива и строительных материалов.

В тоже время райкомы комсомола организовывали шефство колхозов, совхозов, предприятий промышленности и транспорта над школами. Отрадно, что перед учительскими комсомольскими организациями (в конце 1947 года их в области было 161, в них насчитывалось 926 членов) ставились задачи не только по повышению качества идейно-теоретической подготовки, но и улучшению быта молодых учителей, поднятию роли молодых учителей в школе26.

В начале 1948 г. в Тамбовской области комсомольцы-школьники составляли 18,4 % областной комсомольской организации (10 451 чел.)27, а в начале 1949 г. – 19,2 % (12 074 чел.)28 К концу 1948-1949 учебного года во всех средних и семилетних школах области появились комсомольские организации, во всех комсомольских организациях были избраны комитеты, по всем классам созданы группы29. Однако в абсолютном большинстве семилетних школ комсомольские организации были малочисленными. Многие из них в летний период распадались из-за выбытия комсомольцев - семиклассников30.

Тем не менее, именно в школе юноши и девушки впервые сталкивались с деятельностью комсомола, получали первые навыки общественно -полезной работы. От школьных комсомольских организаций в первую очередь зависел имидж всего комсомола среди молодежи. По существу в школьных стенах формировалось будущее комсомола. Кроме того, комсомол рассматривался, по крайней мере, как потенциально действенное оружие по борьбе с плохой успеваемостью, второгодничеством, отсевом учащихся. Неслучайно в повестку дня ХI съезда ВЛКСМ вопрос «О работе комсомола в школе» был вынесен отдельно.

Комсомол и раньше пытался решать проблемы народного образования первоочередно. Даже в условиях войны первый после долгого перерыва пленум ЦК ВЛКСМ был посвящен в 1944 году именно проблемам всемерного улучшения работы комсомола в школе. На ХI съезде ВЛКСМ фактически были подтверждены установки данного пленума31. Однако с высоты сегодняшних дней понимаешь, что эти решения сыграли в большей степени отрицательную, чем положительную роль. Предоставление прав директору и учителям школ присутствовать на всех комсомольских собраниях, приостанавливать в случае необходимости решения комсомольских собраний, запрещение учащимся критиковать на них своих учителей, обязательное утверждение администрацией планов работы общественных ученических организаций, согласование повестки дня собраний с администрацией, учет мнения учителей при приеме в члены ВЛКСМ привели к ущемлению самостоятельности и самодеятельности школьных комсомольских организаций. Если учесть, что были ликвидированы и ученические комитеты (учкомы), названные «изжившими себя», что комитетам комсомола фактически запретили вмешиваться в учебно-воспитательную деятельность педагогических коллективов, понимаешь, почему местные комитеты ВЛКСМ все меньше вникали в жизнь школ. Справедлива оценка советского историка А.А. Алексеева: «Практика воспитательной работы в школе вступала в противоречие с принципами комсомольской жизни»32. Требуя от комсомольцев активной помощи педагогическому коллективу в обучении и воспитании учащихся, съезд фактически поставил школьные комсомольские организации в полную зависимость от администраций33.

Рост второгодничества в школах области не уменьшался и после ХI съезда ВЛКСМ. Однако, исходя из установки, согласно которой комсомольцы должны служить примером для остальных учащихся, обкомом ВЛКСМ школьная статистика обнародовалась выборочно: в пропагандистских целях традиционно подчеркивались успехи хорошо учившихся комсомольцев.

Комсомол следил за качеством преподавания, секретари комсомольских организаций посещали уроки в школах. Иногда комсомольские организации боролись за качество преподавания слишком радикально, в конечном счете, ломая человеческие судьбы не столько из-за качества преподавания, сколько из-за идеологических ошибок. Так, на уроке истории в Ламском районе, учитель, рассказывая биографию Сталина, сказал в виде пояснения: «Всё это товарищ Сталин испытывал на своей шкуре». Учительская комсомольская организация обсудила данный случай, и решением педсовета этого учителя освободили от работы34.

В некоторых случаях комсомольские требования к учителям были явно завышены, что подтверждают слова секретаря Центрального райкома комсомола города Тамбова Филимоновой: «Учителя мало уделяют внимания внешкольной работе. Большинство бывают в школе в те часы, которые отведены им для уроков, а вечерами и в выходные дни учительский состав в школах не бывает»35.

Среди факторов, влиявших на качество работы комсомола в школе, была и неподготовленность некоторых комсомольских руководителей, склонных к скоропалительным выводам. Так, секретарь Кирсановского райкома ВЛКСМ Кузнецов 16 октября 1949 года на семинаре секретарей школьных комсомольских организаций более 15 минут рассказывал о развёртывании социалистического соревнования по успеваемости между классами и отдельными учащимися, в то время как эта практика была осуждена ЦК ВКП (б) и правительством ещё в 1944 году36.

В сентябре 1952 года ЦК ВЛКСМ принял постановление «О недостатках в работе с комсомольскими кадрами в Тамбовской областной комсомольской организации». В частности, подвергся критике отдел школьной молодёжи и пионеров, который возглавляла Бербешкина. Этот отдел за полтора года внёс на рассмотрение бюро 110 вопросов. «Отдел увлекался проведением массовых мероприятий, мало занимался черновой повседневной работой в школах и детских домах, недостаточно обучал пионерских и комсомольских работников практике работы, » — отмечал секретарь обкома ВЛКСМ Демченко37.

Хорошо, что среди комсомольских руководителей все же было немало прагматиков, осознавших: причинами низкой успеваемости школьников являлись не только промахи в работе органов народного образования и комсомола, но и неблагоустроенность школ, трудная социально-экономическая ситуация. «В нашем районе неблагополучно с успеваемостью в школе, а с другой стороны учащиеся учатся в плохих помещениях МТС, в здании сельсовета, в разваленном индивидуальном крестьянском доме… В нашем районе на протяжении 7 лет не построено ни одной избы-читальни, клуба, школы,» — констатировал на VIII Тамбовской областной конференции ВЛКСМ секретарь Избердеевского районного комитета комсомола Кузнецов38.

Комсомольские организации пытались направить свои усилия на материальную поддержку нуждающихся учащихся. Создание фондов всеобуча при школах, организация платных концертов, выращивание овощей на пришкольных участках стали наиболее распространенными формами материального обеспечения нуждающихся учащихся.

Примечательно, что решения комсомольских органов считали руководством к действию и педагогические коллективы школ. Так, на одном из заседаний педагогического совета средней школы № 27 города Тамбова слушался отчет классных руководителей 4-7 классов о ходе выполнения постановления VII пленума ЦК ВЛКСМ. Участники заседания оживленно обсуждали доклады коллег, делились опытом работы39.

Обком ВЛКСМ постоянно пытался улучшить ситуацию в общеобразовательных школах, на что и были направлены его постановления. Но исполнение указаний обкома, да и сам метод донесения этих указаний до районных комитетов оставляли желать лучшего. Так, секретарь Мичуринского райкома комсомола на пленуме обкома комсомола в декабре 1946 года признавал: «Я лично, никаких указаний не получал, которые бы были направлены в сторону улучшения работы школьных комсомольских организаций. Мне недавно была телеграмма в райком из отдела школ обкома комсомола в декабре месяце провести широкое совещание с привлечением директоров школ, старших пионервожатых. А с какой целью провести, с какой тематикой – ничего не указано. Просто – «О мерах улучшения комсомольской работы в школах»40.

В начале 1950-х годов обком ВЛКСМ предпринял отчаянную попытку исправить ситуацию в школах с помощью центральных государственных и комсомольских органов. В ЦК ВЛКСМ и министерство просвещения РСФСР были направлены письма с информацией о низком качестве образования, кадровых и материальных проблемах тамбовских школ41.

По-прежнему комсомольцы школ (впрочем, и остальные школьники тоже) активно привлекались к общественно-полезному бесплатному труду42. Социалистическое соревнование по лесоразведению, организованное ЦК ВЛКСМ, было прямым продолжением выполнения «Сталинского плана преобразования природы»43. Именно Тамбовская область стала одним из полигонов проверки новых подходов. Школьниками Уваровского района в 1952 году было собрано 200 кг семян. Осенью 1952 года силами комсомольцев и молодёжи было собрано 20 тонн желудей (план был 12 тонн). Из них только силами комсомольцев и школьников было заготовлено 2 тонны желудей. Общий план был выполнен на 106 %. Комсомольцы Горельской школы шефствовали над колхозом имени Будённого. Было посажено 12 га дуба44.

Не оставался без внимания комсомола и досуг школьников. Так, по воскресеньям райкомами ВЛКСМ в райцентрах проводились комсомольско-молодёжные вечера, на которых старшеклассники делали доклады, выступали с номерами художественной самодеятельности. Доклады были на темы: «Брак и семья в Советском государстве», «Комсомол - первый помощник большевистской партии», «Право на мечту и борьбу за мечту»45.

Во многих школах райцентров проводились лекции для учащихся, вечера художественной самодеятельности, например, лекция - концерт «Достижения советской музыки», «О творческом пути грузинского писателя Шота Руставели», «Русские писатели о Родине». Многие учащиеся могли найти себе занятие по душе в разнообразных кружках при школах. Почти в каждой школе работали физкультурный, хоровой, драматический, музыкальный, исторический, литературный, технический кружки. В начале 1950-х годов кружками были охвачены 90% школьников области. Правда, надо заметить, что кружковая работа проводилась в русле идеологических установок. Приоритет отдавался литературным и юннатским кружкам как наименее затратным.


[1] Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т.3. М.,1968. С.285.

[2] КПСС в резолюциях… Т.8. С.281.

[3] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.727. Л.1.

[4] КПСС в резолюциях… Т.8. С.281.

[5] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.717. Л.9.

[6] Подсчитано по: ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.736, 737, 738, 893, 899, 958.

[7] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.730. Л.1.

[8] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.730. Л.24 об.

[9] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.805. Л.36.

[10] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.853. Л.1.

[11] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.770. Л.1-2.

[12] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.932. Л.25.

[13] РГАСПИ. Ф.М-1. Оп.3. Д.710 а. Л.124.

[14] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.1011. Л.31.

[15] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д. 853. Л. 1.

[16] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.771. Л.2.

[17] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д. 805. Л. 123.

[18] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д. 853. Л. 1.

[19] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.770. Л.19.

[20] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.996. Л.8.

[21] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.770. Л.13.

[22] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.781. Л.113.

[23] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.805. Л.38.

[24] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.1011. Л.32.

[25] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.770. Л.44.

[26] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.770. Л.17.

[27] Подсчитано по: ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.958. Л.1-2.

[28] Подсчитано по: ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.959. Л.1-2. Д.1037. Л.1-2.

[29] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.853. Л.5.

[30] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.1135. Л.22.

[31] См.: ХI съезд ВЛКСМ: Стеногр. отчет. М.,1949. С.449-455.

[32] Алексеев А.А. От войны – к миру: комсомол в первое послевоенное десятилетие // Позывные истории. Вып.9. М., 1990. С.187.

[33] Такое положение сохранялось до 1956 г., когда Бюро ЦК ВЛКСМ признало неоправданность ряда решений ХII пленума ЦК ВЛКСМ 1944 г.

[34] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.770. Л.29.

[35] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.770. Л.36.

[36] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.937. Л.20.

[37] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.1069. Л.12.

[38] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.1061. Л.23.

[39] Молодой сталинец. 1952. 3 янв.

[40] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.716. Л.50 об.

[41] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.1166. Л.7-12.

[42] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.51.Л.3.

[43] «Сталинский план преобразования природы» — программа научного регулирования природы. Принят в 1948 г. Предусматривал наступление на засуху путем посадки лесозащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов..

[44] ГАСПИТО Ф.П-1184. Оп.1. Д.1134. Л.29.

[45] ГАСПИТО Ф.П-1184. Оп.1. Д.730. Л.25.




Стенгазеты, боевые листки и дневники, комсомольские собрания — всё это было направлено на улучшение успеваемости и дисциплины, нравственное совершенствование учащихся. Так, тема одного из комсомольских собраний звучала как «Гордость и скромность», другого - «Воспитание воли и характера»46. Учащиеся сами делали доклады, проводили беседы, творческие вечера, конференции по обсуждению произведений советских писателей47. На комсомольских собраниях обсуждались вопросы ус выполнения правил поведения учащимися, организации их досуга. Наибольшую активность в обсуждении вопросов проявляли учащиеся 9-10 классов. Регулярно на комсомольских собраниях класса, школы комсомольцы отчитывались о выполнении поручений48.

Каждую неделю для учащихся проводились политинформации. Члены комитетов комсомола и комсорги групп следили за посещением их всеми учащимися.

Для большего охвата детей во внеурочное время в городах области были организованы школьные площадки. Так, в г. Котовске были созданы две площадки при Дворце культуры и школе № 2. Со старшеклассниками организовывались прогулки в лес, по парку49. Был организован конкурс по изучению родного края, в котором приняли участие 300 школ области. Рассказовский горком ВЛКСМ регулярно организовывал экскурсионные поездки в Мичуринск и Тамбов. В Моршанске перед каждым детским киносеансом (ежедневно кино посещало 400 детей) комсомольцы проводили культурно-массовую работу: разучивали песни, проводили игры, беседы50. При детской библиотеке было создано 16 передвижек-библиотечек, которые обслуживали пионерлагеря и детские площадки51.

По постановлению ЦК ВЛКСМ в городских, районных комитетах ВЛКСМ создавались военно-физкультурные отделы. Проводились стрелковые и спортивные соревнования. Комсомольцы-старшеклассники сдавали нормы на значки БГТО и ГТО52. Комсомол проводил месячники по строительству и оборудованию спортивных площадок при средних и семилетних школах.

Но в целом дело с развитием физической культуры и спорта в школах, особенно в сельской местности, обстояло плохо. Как правило, всё физическое воспитание среди учащихся заключалось в проведении от случая к случаю спортивных соревнований. В большинстве школ не были созданы секции и команды по различным видам спорта. Райкомы ВЛКСМ заменяли повседневную работу по физическому воспитанию на основе комплекса ГТО эпизодическими соревнованиями, кроссами53. Брались явно завышенные обязательства.

В начале 1950-х годов школьному комсомолу удалось увеличить свои ряды в два раза по сравнению с довоенной численностью. В 1952 году в области работало 1863 школы, в которых обучалось 300 000 учащихся. В рядах ВЛКСМ насчитывалось более 38 000 школьников области54. К началу 1954 года их количество увеличилось до 44 232 человек55.

На первый взгляд кажется, что комсомольские организации иногда необоснованно вмешивались в личную жизнь школьников и их семей. Однако у здравомыслящего человека вряд ли должно вызвать осуждение «вмешательство», подобное тому, к которому призывала газета «Молодой сталинец» накануне выпускных экзаменов в школах: «Важно, чтобы на время экзаменов учащиеся были освобождены от поручений по домашнему хозяйству. Сделать – это долг каждого родителя»56. Во время экзаменов комсомольские организации следили за соблюдением распорядка дня, заботясь о том, чтобы чередовались занятия и отдых, развлечения, провозглашенные неотъемлемой частью подготовки к экзаменам. Тамбовский обком ВЛКСМ считал недопустимым во время экзаменов проводить какие-либо собрания, отвлекающие учащихся от серьезной учебы.

Таким образом, анализ комсомольской работы в общеобразовательной школе первых послевоенных лет говорит о том, что в первую очередь комсомольцы пытались добиться улучшения успеваемости школьников. В то же время, из статистики успеваемости тех лет, видно, что кардинально данную задачу им решить не удалось. Во многом это было обусловлено социально-экономическими трудностями периода. В тоже время был выработан комплекс мер, способствовавших повышению качества учебного процесса, повышению успеваемости.

Именно в этот период школьные комсомольские организации стали ведущей силой в ВЛКСМ. Это проявилось как в резком увеличении количества школьных комсомольских организаций и их состава, так и активизации массовой работы комсомольцев-учащихся. Повышению эффективности комсомольской работы, оптимизации распределения времени в повседневной жизни отдельных комсомольцев способствовало преодоление заблуждений, господствовавших в теории и практике работы школьных комсомольских организаций первых послевоенных лет.

Двоякую роль играло активное привлечение школьников к общественно полезному труду. С одной стороны, оно имело большое воспитательное значение. Учащиеся приобщались к великому делу восстановления и развития отечественной экономики. С другой стороны, постоянные отвлечения от учебного процесса, тяжелые для детских организмов физические нагрузки не могли благоприятно отразиться на качестве учебы.

Воспитательная работа школьных комсомольских организаций была эффективной по содержанию, но непродуктивной по форме. Патриотическое содержание воспитательной работы глубоко проникало в сознание учащихся, но устарелые формы работы во многом обесценивали ее. Результатом этого противоречия было падение интереса у многих учащихся к общественной работе.

Комсомольские организации и педагогические коллективы 1950-1960-х годов усиленно искали более эффективные формы и методы коммунистического воспитания подрастающего поколения.

XII съезд ВЛКСМ обратил особое внимание на воспитание у учащихся любви и уважения к труду, рекомендовал комсомольской организации школ активнее привлекать комсомольцев, пионеров и школьников к общественно полезной работе, широко пропагандировать среди учащихся рабочие профессии, воспитывать стремление работать в промышленности и сельском хозяйстве, крепить дружеские связи с производственными коллективами.

Выполняя решения съезда, комсомольцы–производственники и студенты пришли в школы руководителями различных кружков, спортивных секций, вожатыми. Так, во многих школах области были организованы кружки по изучению сельскохозяйственных машин. 20 учащихся 2-й Васильевской семилетней школы Пичаевского района в 1955-1956 учебном году изучили трактор и получили права на вождение автомобиля. По окончании школы 8 школьников остались работать в МТС трактористами и штурвальными, 4 — пошли работать в колхоз.

Но в целом выпускники средней школы с неохотой шли на производство. Поэтому соединение обучения с производственным трудом стало первоочередной задачей комсомола. XIII съезд ВЛКСМ (1958 год) обязал комсомольские организации всемерно содействовать школе в подготовке учащихся к труду в народном хозяйстве после её окончания, воспитывать у школьников стремление хорошо учиться. Съезд призвал комсомольские организации содействовать строительству школ, организации в школах мастерских, технических кабинетов, лабораторий, учебно-опытных хозяйств.

Стали возникать школы с производственным обучением. В городских школах велась подготовка по специальностям ткачей, прядильщиков, электриков, слесарей, токарей и др. Всего по 28 профессиям. В сельских школах — животновода-механизатора, полевода-механизатора. Всего по 13 профессиям. В таких школах создавались ученические производственные бригады. В 473 бригадах состояло более 33 000 школьников57.

Трудовая деятельность учащихся не прекращалась и летом. По инициативе педагогических коллективов и комсомольских организаций школ возникали летние комсомольско-молодёжные лагеря труда и отдыха. В этих комсомольских лагерях уделялось большое внимание воспитательной и спортивной работе. Ребята работали 4 часа. Послеобеденное время, как правило, проводилось на спортивной площадке. Устраивались конкурсы на лучшего чтеца, плясуна. Ходили на экскурсии, в походы.

Появление учебно-опытных хозяйств позволило привлечь школьников к работе в промышленности и сельском хозяйстве. Учащиеся проделали огромную работу по вывозке зерна государству, выращиванию и уборке кукурузы и картофеля в колхозах и совхозах области. Принимая участие в областном и всесоюзном конкурсах юных садоводов, школьники проводили озеленение школ, колхозов, сёл, посадку новых садов.

Старшеклассники трудились и на пришкольных участках, ухаживая за молодыми яблонями, вишней, высаживая и пропалывая овощи. Здесь же, на своих участках, школьники проводили опыты. Получалось, что комсомольцы работали сразу на двух участках — пришкольном и производственном.

Трудились школьники и на животноводческих фермах. Многие пионерские и комсомольские организации шефствовали над колхозным молодняком. Комсомольские и пионерские организации Чакинской средней школы инициировали выращивание цыплят для колхозов. Они вырастили 3 тыс. цыплят для колхоза «Красный Путиловец». По их почину в районе выращивалось учащимися 10 тыс. цыплят58. А некоторые школьники брали обязательства по надою молока. Для стимулирования высоких показателей всё это проводилось в виде социалистического соревнования. Те, кто шёл первым по надою, награждались переходящим красным знаменем обкома КПСС и облисполкома и переходящим красным вымпелом. Во многих районах области комсомольцы должны были 2-3 раза в неделю посещать птицеферму и работать на ней 3 часа в день.

Впрочем, хотя трудовому обучению уделялось в области значительное внимание и все понимали пользу трудовых навыков, приобретённых в производственных бригадах, трудовых лагерях, уроках труда, тем не менее, многие школы не имели мастерских, а если они и были, то зачастую — необорудованные. Поэтому политехническое образование часто зависело от энтузиазма самих педагогов, руководства школы и комсомола.

Благодаря деятельности комсомола ученики получали одновременно с политехническим образованием ещё и общественную профессию. Выпускнику средней школы вместе с аттестатом зрелости выдавали удостоверение общественного инструктора по разным видам деятельности – отрядного вожатого, лектора, руководителя кружка или спортивной секции.

Уделяя внимание трудовому воспитанию школьника, комсомол по-прежнему отвечал за всеобуч и успеваемость. Комсомольские организации проводили рейды, подворные обходы, создавали контрольные посты по всеобучу. Однако в целом результативность данной работы была неудовлетворительной. Тамбовская область являлась одной из отстающих по успеваемости в РСФСР. Ежегодно в школах региона около 40 000 школьников оставались на второй год59.

В 1962 году в области было 1 765 школ, в которых обучалось 256 230 учащихся. В средних школах насчитывалось 212 комсомольских организаций60. К сожалению, среди них было немало организаций, в которых не были избраны комитеты комсомола, не созданы комсомольские группы, не составлялся план работы. Во многих комсомольских организациях отсутствовала инициатива и самодеятельность. Выступали на собраниях классные руководители, а не сами учащиеся. А если и были выступающие – это секретари бюро, которым учителя заранее готовили шпаргалки для выступлений в форме отчётов.

Улучшить работу школьного комсомола попытались с помощью направления в качестве шефов старших комсомольцев. Это были рабочие заводов, фабрик, курсанты военных училищ. Воспитательная работа, укрепление материальной базы школы, выполнение всеобуча, ликвидация отсева учащихся, организация производственного обучения — вот те задачи, которые были поставлены перед шефами. Сначала комсомольцы школьных классов вместе с шефствующими организациями устраивали совместные вечера, экскурсии, походы, обсуждали книги и статьи. Затем стали проводить и совместные собрания комсомольцев, родителей, рабочих цеха, перед которыми учащиеся отчитывались в своих делах. В отрядах, созданных на предприятиях, школьники знакомились с рабочими профессиями. Комсомольской организацией Тамбовского краснознаменного военного училища им. маршала Советского Союза Г.М. Шапошникова для школы № 12 областного центра были собраны деньги на приобретение одежды детям, оборудован радиоузел. Школе № 3 помогли в оборудовании физического кабинета учебными, наглядными пособиями. А в школе № 19 курсанты создали стрелковые кружки, и для них был предоставлен тир училища.

Комсомольская организация колхоза им. В.И. Ленина Сосновского района шефствовала над Сосновской средней школой. Комсомольцы колхоза помогали школе в создании лагеря труда и отдыха для старшеклассников. Комсомольская организация колхоза «Россия» Никифоровского района поддерживала тесные связи с Юрловской средней школой. Здесь вошло в традицию проводить совместные вечера, воскресники, экскурсии, походы. Завод им. В.И. Ленина Мичуринска являлся шефом школы № 1. С помощью комсомольцев завода был организован музей трудовой и боевой славы, создан музей В.И. Ленина61.

В свою очередь школьный комсомол не отказывал в помощи своим шефам. Старшеклассники принимали участие в строительстве заводов, кинотеатров и других объектов. Школьники помогали взрослым в общегородских воскресниках, участвуя в озеленении и уборке города.

Все возрастающее значение комсомол придавал физическому воспитанию молодёжи. Надежным союзником ВЛКСМ было Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Перед каждым комсомольцем ставилась задача овладеть несколькими военными специальностями. В городских садах, клубах и других местах отдыха проводились вечера допризывной молодёжи, комсомольцев и членов ДОСААФ, организовывались лекции, демонстрации кинокартин на военные темы, выставки, показ работы служебных собак и т.п.

Но в проведении спортивных мероприятий у комсомола встречались большие трудности. В школах отсутствовало специальное спортивное оборудование и инвентарь: лыжи, коньки, снаряды для гимнастики. Так, в средней школе № 5 Котовска вместо гимнастического коня учащиеся на уроках физкультуры прыгали через кухонную табуретку62. Спортивных залов не было даже во многих новых школьных зданиях. Выходили из этого положения, своими руками создавая условия для соревнований. Например, силами школьников было оборудовано и построено 470 простейших спортплощадок63.

В 1969-1970 гг. комсомол провёл Всесоюзный смотр спортивной и оборонно-массовой работы и экзамен по физической и военно-технической подготовке молодёжи. В области стали чаще проводиться соревнования по лёгкой атлетике, лыжам, стрельбе из мелкокалиберной винтовки, волейболу, баскетболу, футболу. Уделяя внимание физической подготовке школьников, комсомол создавал военные учебные пункты, на базе которых проводились военно-спортивные мероприятия. По-прежнему комсомольцы сдавали нормативы БГТО, ГТО первой и второй ступеней.

Одним из главных направлений в работе комсомола было патриотическое воспитание. Школьники поддерживали связь с воинами Советской Армии, организовывали встречи с ветеранами, принимали участие во Всесоюзном походе молодёжи по местам боевой и революционной славы советского народа. Комсомольские организации школ все активнее принимали участие в поисковой деятельности. Изучая историю своих учебных заведений, они разыскивали первых комсомольцев своей школы, записывали воспоминания о Великой Отечественной войне, о трудовом героизме. Комсомольцы брали шефство над ветеранами войны, помогали семьям погибших воинов, помечали звёздами дома воевавших солдат и офицеров, поздравляли с праздниками, дарили цветы, отчитывались перед фронтовиками о своих учебных делах, приглашали на торжественные вечера в школу.

К 40-летию победы в Великой Отечественной войне была проведена акция «Равнение на знамёна победы!». В школах прошла встреча со знаменем 2 гвардейской Краснознамённой Корсуньско-Берлинской орденов Суворова, Кутузова, Б. Хмельницкого отдельной танковой бригады.

Широкое распространение получило движение «красных следопытов». Их девиз гласил: «Никто не забыт, ничто не забыто». Юноши и девушки узнавали имена участников Великой Отечественной войны, устанавливали мемориальные доски и обелиски на местах их гибели, создавали историю комсомольских организаций сёл, колхозов, совхозов предприятий. Стали постоянными встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, во многих школах наладили переписку с юношескими организациями других стран, поддержали связь со строителями Красноярской ГЭС, старейшими большевиками села Шушенское, открыли музеи боевой и революционной славы. Так, учащиеся школы № 35 г. Тамбова создали музей, собрав материалы по военной истории Тамбовщины со времён Суворова до современности, в школе № 2 собрали материалы о воинах, повторивших подвиг Александра Матросова. В Кирсановской средней школе №1 была проведена операция «Дорогой отцов», в ходе которой завязалась переписка со школьниками тех мест, где когда-то воевали учителя школы, были совершены поездки в города, за которые проливали кровь школьные ветераны.

Получили развитие новые формы партийного руководства. В городах области образовались советы старейших коммунистов. В состав советов, как правило, входили участники гражданской и Великой Отечественной войн. Они устраивали встречи трёх поколений, где молодые комсомольцы знакомились с историей нашей страны по воспоминаниям самих участников исторических событий.

Встречи с ветеранами и их воспоминания были очень своевременны: всё дальше и дальше уходило в прошлое военное лихолетье, а участников военной поры оставалось всё меньше и меньше. Важно также заметить, что такие формы работы, как поисковая, игровая, вызывали несомненный интерес у школьников.

Хорошими помощниками школьного комсомола были внешкольные организации: юннатская и техническая областные станции в Тамбове, экскурсионно-туристическая областная станция в Мичуринске, дома пионеров в Тамбове, Мичуринске, Моршанске, Рассказово, Кирсанове, станция юных натуралистов в Мичуринске. Они проводили все больше интересных массовых мероприятий: смотры художественной самодеятельности пионеров и школьников, городские праздники песни, цветов, пионерские парады, спортивные праздники64. Значительно выросло количество учащихся, охваченных кружковой работой. Распространение получили новые формы работы: клубы старшеклассников, КВН, диспуты, лекторские группы школьников.

Комсомол обретал всё более значимые контуры в жизни школьника. Он был ориентирован на воспитание у учащихся чувства гражданского долга и высокой ответственности перед обществом. Воспитание на традициях было одним из эффективных средств решения главной задачи: формирования человека — бойца, гражданина, патриота и труженика.

Вся деятельность комсомола в сфере народного образования осуществлялась в духе следования «ленинским традициям и заповедям». Широко отмечались все даты, связанные с именем Ленина. Конечно, в связи с этим в общественное сознание активно внедрялся культ В.И. Ленина. Однако не будем забывать и про положительное значение данной воспитательной работы. Фактически вся она была направлена на совершенствование личности каждого учащегося. Ленин был во многом выдуманным идеалом, но именно этот образ вдохновлял на стремление к лучшему в самых разных областях. Жить по-ленински — означало жить честно, любить труд, быть нравственным примером. Повсеместно создавались музеи имени В.И. Ленина, ленинские комнаты и уголки. В 1965 году их было более 500. Они являлись центрами воспитательной работы. В них проводился приём в комсомол. Учащиеся вели переписку с научными сотрудниками Центрального музея им. В.И. Ленина, музеями и школами городов, где он жил. Даже путешествия по области были тематическими - «По дорогам Ленинской мечты». В школах активно проводились ленинские чтения с применением грамзаписей и диафильмов.

В 1968 году состоялся областной смотр «С Лениным в сердце – путь к коммунизму». Симптоматичны направления смотра-конкурса: 1) Комсомольцы – верные помощники партии в борьбе за дело коммунизма; 2) Мы всегда готовы, Родина, защищать тебя в бою!; 3) Мы за единство и мир; 4) Тебе, Родина, наши знания и труд!; 5) Долой равнодушие! Не может быть плохо там, где есть мы!; 6) Тебе, комсомол, доверено быть вожаком пионерии. Участники смотра подумали и о физическом воспитании молодёжи. «Каждый комсомолец – спортсмен,» — таков был их призыв.

В канун 100-летия со дня рождения Ленина ВЛКСМ провёл «Всесоюзный ленинский зачёт», ставший затем традиционным. Во время подготовки к «зачету» школьники принимали активное участие в сборе металлолома, макулатуры, в уборке урожая, проводили воскресники по благоустройству и озеленению сёл и городов, шефствовали над животноводческими фермами, работали в лагерях труда и отдыха.

Трудовые месячники, проходившие под девизом «Пионеры и комсомольцы – партии, Родине, Ленину», решали те же задачи, что и ленинские зачеты. Это — сбор металлолома, макулатуры, закладка парков и аллей, ремонт школ и школьного имущества, дежурство в школе.


[46] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.853. Л.5 об.-6.

[47] ГАСПИТО Ф.П-1184. Оп.1. Д.727. Л.1 об. Д.805. Л.36.

[48] ГАСПИТО Ф.П-1184. Оп.1. Д.853. Л.1 об.

[49] ГАСПИТО Ф.П-1184. Оп.1. Д.727. Л.50.

[50] ГАСПИТО Ф.П-1184. Оп.1. Д.727. Л.50.

[51] ГАСПИТО Ф.П-1184. Оп.1. Д.727. Л.50 об.

[52] Готов к труду и обороне — всесоюзный физкультурный комплекс, в который входили гимнастические упражнения, бег (на короткие и средние дистанции), прыжки (в длину или высоту), метание (диска, копья, толкание ядра и др.), плавание, лыжные гонки (для бесснежных районов — марш-бросок или велогонки), стрельба (только для юношей). Введён в 1931 по инициативе ВЛКСМ; в 1932 дополнен 2-й ступенью и в 1934 — ступенью «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). 1-я ступень ГТО рассчитана на девушек и юношей 16—18 лет; 2-я — на взрослых (19 лет и старше), ступень БГТО — на девочек и мальчиков 14—15 лет.

[53] ГАСПИТО Ф.П-1184. Оп.1. Д.805. Л.43.

[54] ГАСПИТО Ф.П-1184. Оп.1. Д.1061. Л.31.

[55] Подсчитано по: ГАСПИТО Ф.П-1184. Оп.1. Д.1171. Л.1-2.

[56] Экзамены в школах // Молодой сталинец. 1952. 21 мая.

[57] ГАСПИТО. Ф.П- 1184. Оп. 1. Д. 1530. Л. 64.

[58] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп. 1. Д. 1337. Л. 12.

[59] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп. 1. Д. 1246. Л. 31.

[60] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп. 1. Д. 1530. Л. 57.

[61] ГАСПИТО. Ф.П- 184. Оп. 4. Д. 31. Л. 29.

[62] ГАСПИТО. Ф.П- 184. Оп. 1. Д. 1246. Л. 38.

[63] ГАСПИТО. Ф.П- 184. Оп. 1. Д. 1373. Л. 37.

[64] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп. 1. Д. 1316. Л. 18.



В 1970-1980-е годы широкое распространение получили клубы старшеклассников «Прометей», «Глобус», теоретические конференции, обозрения «за круглым столом», политинформации, диспуты, лекции, вечера вопросов и ответов. Комсомол поддерживал и деятельность клубов выходного дня, оркестров, различных кружков. Большое распространение получили подростковые клубы по месту жительства. Они располагались в жилых помещениях на первом этаже, чаще всего, занимая 3-х комнатную квартиру. Материальную базу обеспечивали шефы-производственники, а организаторами внешкольной работы с детьми были воспитатели из ближайшей школы. Подростковый клуб работал в вечернее время (с 16.00 до 20.00.часов). Активисты-комсомольцы помогали воспитателям проводить массовые мероприятия, вести кружки по интересам, организовывать спортивные соревнования между клубами. Подростки с удовольствием занимались в кружках «Выжигание по дереву», «Шахматы», «Чеканка», играли в настольные игры, читали журналы и газеты. Зимой сами ребята заливали небольшие площадки, где играли в хоккей. А летом проводили товарищеские встречи по футболу. Эти клубы посещали трудные, без родительского контроля дети. И чтобы они не «болтались» в вечернее время на улице, комсомольцы старались заинтересовать какой-либо деятельностью в клубе. А здесь они были заняты делом и под присмотром воспитателя. Действительно, польза в деятельности подростковых клубов была огромная. Дети были заняты делом, все кружки бесплатные, хорошая материальная база клуба позволяла занять детей, отвлечь их от улицы и дурных компаний. Так, к школе № 34 г. Тамбова относились 3 подростковых клуба: «Костёр», «Белая ладья», «Гаврош». Они стали центром внеклассной и внешкольной работы с подростками в микрорайоне школы. На летних площадках, принадлежавших клубам, перед жителями ближайших домов выступали школьники с концертами художественной самодеятельности. Комсомольцы принимали активное участие в организации всех мероприятий клубов.

Верным помощником школьного комсомола стал «уличный» По инициативе горкома ВЛКСМ и уличкомов проводились уличные комсомольские собрания, и комсомольцы улицы объединялись во внеуставную комсомольскую организацию, которой руководил избранный штаб. Работа шла по трём направлениям: 1) учебная; 2) спортивная 3) культмассовая.

Комсомольцы учебного сектора проводили рейды по микрорайону, выясняли, сколько подростков учится, в каких средних школах. Внеуставной комсомольской организацией устанавливался тесный контакт с педагогическими коллективами школ, в которых занимались подростки улицы и собирались сведения об успеваемости учащихся. Для улучшения успеваемости к отстающим школьникам прикреплялись отличники учёбы, которые им помогали. С отстающими учениками проводились индивидуальные беседы, их успеваемость обсуждалась на уличных комсомольско-молодёжных собраниях, на которые приглашались родители учеников. Такие собрания проводились регулярно по окончании каждой четверти и учебного года.

Значительная работа проводилась спортивным сектором. Были организованы лыжная, конькобежная и городошная секции. Зимой подростки ходили в лыжные походы, летом – в походы по окрестностям. Собственными силами, как и при многих других школах, комсомольцы осуществляли строительство спортивных площадок, хоккейной коробки. Комплектовались волейбольные и футбольные команды, которые участвовали в соревнованиях дворовых и уличных команд. Оборудование и необходимый спортивный инвентарь приобретались за счёт денег, полученных от сбора металлолома.

Комсомольцы работали по озеленению улиц, участвовали в воскресниках по наведению санитарного порядка на улицах. А в г. Моршанске на одной из улиц учащиеся сами соорудили небольшую сцену, на которой выступали с концертами художественной самодеятельности.

Комсомольский штаб улицы устанавливал тесную связь с предприятиями города. Школьникам, решившим работать на производстве, оказывалась помощь по их трудоустройству. Один раз в три месяца ребята ходили на экскурсию на завод.

Каждый месяц для жителей улиц читались лекции на темы: «Вред курения и алкоголя», «О борьбе с преступностью среди несовершеннолетних», «Об уголовной ответственности несовершеннолетних», «О моральном облике советского молодого человека», «О девичьей красоте и гордости». Каждая лекция сопровождалась концертом, поставленным силами художественной самодеятельности. Часто лекции превращались в собрания-диспуты. Комсомольцы улицы распространяли молодёжно-комсомольские газеты и журналы. Комсомольский штаб руководил и пионерами улицы, вёл переписку с ребятами, которые были призваны в ряды Советской армии. Вся жизнь улицы освещалась в уличной газете. Создавались даже уличные библиотеки65.

Деятельность «уличного» комсомола была направлена на занятость тех ребят, которые не были охвачены кружковой, культурно-массовой работой в школе.

Заботясь о безопасности жизнедеятельности подростков, комсомол проводил работу по противопожарной безопасности и дорожного движения. В связи с этим создавались школьные штабы юных друзей пожарных дружин, в которых существовали профильные группы для проведения массово-разъяснительной противопожарной работы, для распространения наглядной агитации, для участия в военно-спортивной игре «Зарница». Юные пожарники повсюду следили за мерами противопожарной безопасности. Этим они занимались даже в летние каникулы. Ежегодно в школах проходил конкурс «Светофор», а в каждом классе выпускались тематические газеты и проводились беседы по безопасности дорожного движения.

В канун XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1985 год) состоялась Всесоюзная акция «Дети страны Советов – участникам фестиваля». Организовывались встречи с участниками предыдущих фестивалей. Школьники участвовали в конкурсах сочинений и рисунков на тему «Я голосую за мир» и политических плакатов, военно-патриотической песни, стихов о мире, дружбе, Родине. По городам, в которых фестивали проходили раньше, совершались заочные путешествия. О фестивалях рассказывали на лекциях, беседах, оформлялись альбомы. В период Всесоюзной акции проводились трудовые десанты, субботники по сбору макулатуры и металлолома, дни труда в помощь колхозам и совхозам. Заработанные школьниками деньги перечислялись в фонд фестиваля.

Формируя убеждение в необходимости международной солидарности трудящихся, школьный комсомол проводил форумы мира и дружбы, митинги солидарности с народами, борющимися за независимость, против агрессоров, сбор средств в помощь им.

Тамбовские комсомольцы организовали переписку с пионерами и комсомольцами союзных республик и социалистических стран. Переписываясь с зарубежными друзьями, школьники знакомились с жизнью своих ровесников. С этой же целью в школах проводили заочные путешествия по странам мира, работали клубы разноцветных галстуков и интернациональной дружбы. Чаще всего, это были клубы дружбы с одной из социалистических стран. В таких клубах работали корреспондентская, историческая, географическая, экономическая, литературная секции.

Прочно вошли в жизнь старшеклассников ученические, строительные производственные бригады, лагеря труда и отдыха. В школах создавались комсомольские агитбригады, которые выступали с лекциями, беседами, концертами художественной самодеятельности перед тружениками полей, работниками животноводства. Большую помощь школе оказывали строительные звенья из учащихся, которые ремонтировали школьные здания.

На общественных началах организовали школьные лесничества. Так, на базе Степного лесхоза возникло Казьмино-Гатьевское школьное лесничество, задачей которого была охрана природных богатств. Работой лесничества руководил избранный учащимися Совет. В роли наставника выступал лесничий. В лесничестве проводилась опытническая работа по выращиванию кедра на сосне путём прививок, облесение оврагов, балок и склонов, предотвращающее эрозию почвы66.

Комсомольцы озеленяли больницы, закладывали парки и аллеи, собирали металлолом для строительства Саяно-Шушенской ГЭС, для изготовления тракторной колонны «Тамбовский комсомолец», шефствовали над детскими садами и яслями. Постоянно проводились различные «операции»: «Миллион — Родине» (сбор макулатуры), «Зелёная аптека» (сбор трав), «поход за экономию и бережливость», «Адрес заботы – дом, улица, город» (оказание помощи Управлению коммунального хозяйства Тамбовского горисполкома, строительным организациям в работе на вводных объектах жилищного строительства, на благоустройстве и озеленении Тамбова), «Украсим Родину садами».

Осознавая важность рабочих профессий, комсомол проводил активную профориентационную работу. Центрами трудового обучения и воспитания учащихся являлись учебно-производственные цеха, кабинеты и уголки по профориентации учащихся, музеи трудовой славы и истории шефствующей над школой организации. Для большей популяризации рабочих профессий среди школьников проводили конкурсы на лучшего токаря, фрезеровщика и швею, вечера «Разговор о профессии». В конце года устраивали праздник труда и анкетировали учащихся на тему «Кем быть?». Социалистические соревнования школьных комсомольских организаций проходили под девизом: «Равняемся на передовиков и новаторов производства», «Учиться у рабочего класса, равняться на рабочий класс!». Очень содержательными были, как правило, встречи с передовиками производства.

Другим объектом пристального внимания школьного комсомола была борьба за здоровый образ жизни. Традиционными стали летние и зимние спартакиады дворовых и уличных команд, соревнования юных хоккеистов на приз «Золотая шайба», лыжников на приз газеты «Пионерская правда», легкоатлетов по пионерскому четырёхборью, «Кожаный мяч», «Олимпийская снежинка», «Олимпийская весна», военно-спортивные игры «Зарница» и «Орлёнок». Во время этих игр создавались военно-спортивные штабы, старшеклассники учились стрелять из пневматической и мелкокалиберной винтовок, совершали походы по местам боевой славы. Летом для ребят организовывали военные лагеря, где они отрабатывали военное мастерство и повышали физическую подготовку.

Значимая роль в патриотическом воспитании учащихся отводилась школьным музеям. Они стали центрами сохранения памяти о боевых традициях страны, воспитания гражданского самосознания и готовности к защите Родины на примерах выполнения воинского долга.

Так, в школе № 34 г. Тамбова музей Памяти погибших воинов Тамбовской области в Афганистане возник по инициативе педагогического коллектива и комсомольцев школы, решивших увековечить память Владимира Семёнова – выпускника школы, погибшего 21 сентября 1984 года в Афганистане. Официальная дата открытия музея – 9 мая 1986 года.

Когда в области стало известно, что открыт музей воинов-афганцев, многие родители стали приносить вещи и документы своих погибших сыновей. Причём не только горожане. Люди ехали в Тамбов из самых дальних уголков области. Тогда-то ребята и педагоги решили расширить круг поиска, собирать материалы о погибших в афганской войне не только в городе, но и по всей области. Каждый класс стал поисковым отрядом. Началась активная переписка и встречи с родными, друзьями воинов. Каждые каникулы ученики и учителя ездили по районам, знакомились с родственниками, собирали личные вещи, письма, документы погибших. Брали с собой фотоаппараты и запечатлевали свои встречи. Из этих фотографий и сегодня оформлены стенды и альбомы музея. Материалы, собранные в музее, использовались для создания областной книги Памяти погибших в Афганистане. На базе музея проводились месячники, посвящённые дню защитника Отечества, игры «Зарница», «Орлёнок», а также встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами, служившими в Афганистане. Организовывались выставки рисунков и картин на военную тему. Комсомольцы создали вокально-инструментальный ансамбль, который участвовал во всех школьных мероприятиях, в том числе и в ежегодных встречах с родителями погибших ребят. 15 февраля стал Днём Памяти. В этот день в школу приезжали родители и родственники погибших, войны-афганцы, их знакомые и друзья.

Школьный комсомол внёс огромную лепту в процесс становления молодого человека. И несмотря порой на современные скептические взгляды на коммунистическую мораль, она сыграла свою положительную роль в воспитательном процессе. Её направляющая деятельность коснулась всех сфер жизни школьников. Сначала, конечно, школьный комсомол в основном занимался проблемами увеличения численности своих рядов, всеобуча и успеваемости. Но постепенно ВЛКСМ всё больше касался досуга, культурно-массовой, оборонно-спортивной работы. Комсомол большое значение придавал военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Отчасти благодаря и его совместной деятельности с ДОСААФ формировалось мужественное молодое поколение. Примером может служить героизм, самоотверженность вчерашних школьников-комсомольцев во время войны в Афганистане.

Одним из таких комсомольцев был уроженец села Отъяссы Сосновского района Саша Моторин. По узкой, горной, извилистой дороге его машина шла первой в автоколонне. Именно её за поворотом подбили душманы. Вся колонна оказалась в ловушке, под обстрелом. Тяжелораненый, истекающий кровью, Саша Моторин сумел отвести в сторону подбитую машину, чтобы дать дорогу бронетранспортёру охраны. Так он спас всю колонну. И таких героических примеров в истории Афганской войны было много. Все они свидетельствуют о высоких моральных качествах восемнадцатилетних бойцов, совсем недавно сидевших за школьной партой. Здесь они воспитывались на героическом прошлом ветеранов Великой Отечественной войны. Многие комсомольцы 1980-х годов повторили подвиги своих дедов.

Организации школьного комсомола играли роль связующего звена с социальными институтами, важными как для жизни самой школы, так и её воспитанников. Именно с помощью комсомола происходило общение с шефами-организациями, внешкольными детскими учреждениями, зарубежными сверстниками, добровольными спортивными обществами, ветеранами Великой Отечественной войны, уличными комитетами. Причем такая дружба проходила на взаимовыгодных условиях.

Многие дела комсомольцам приходилось начинать с нуля. Даже для проведения оборонно-спортивной работы надо было вначале построить спортивную площадку. А иногда и самим ещё собрать средства для её сооружения. Конечно, с позиции сегодняшнего дня, можно по-разному относиться к школьному комсомолу. Но, судя по его делам, необходимо отметить, что он играл огромную роль в жизни учащихся. Даже те школьники, которые не состояли в его рядах, тоже принимали участие в комсомольских мероприятиях. Кружки, которые им организовывались, были открыты для всех школьников. И ВЛКСМ стремился вобрать в свои ряды, как можно больше учащихся. Это была массовая организация, способная повести за собой молодёжь.

Быть комсомольцем значило быть достойным в учёбе, поведении, добросовестно относиться к труду, быть патриотом своей Родины и всегда быть готовым для выполнения комсомольского поручения. И, хотя не все комсомольцы и не всегда соответствовали этим критериям, тем не менее, созидательные задачи были преобладающими в их.


[65] ГАСПИТО. Ф.П- 1184. Оп. 3. Д. 48. Л. 14-16.

[66] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп. 7. Д. 2. Л. 77-78.

Категория: Статьи   Обновлено: 12.10.2018 12:28  Опубликовано: 11.05.2011 08:57  Автор: М.Ю. Антимонов, А.А. Беляев   Просмотров: 5995
Яндекс.Метрика

(C) 2023 ТОГБУ "ГАСПИТО" - gaspito.ru