В 1970-1980-е годы широкое распространение получили клубы старшеклассников «Прометей», «Глобус», теоретические конференции, обозрения «за круглым столом», политинформации, диспуты, лекции, вечера вопросов и ответов. Комсомол поддерживал и деятельность клубов выходного дня, оркестров, различных кружков. Большое распространение получили подростковые клубы по месту жительства. Они располагались в жилых помещениях на первом этаже, чаще всего, занимая 3-х комнатную квартиру. Материальную базу обеспечивали шефы-производственники, а организаторами внешкольной работы с детьми были воспитатели из ближайшей школы. Подростковый клуб работал в вечернее время (с 16.00 до 20.00.часов). Активисты-комсомольцы помогали воспитателям проводить массовые мероприятия, вести кружки по интересам, организовывать спортивные соревнования между клубами. Подростки с удовольствием занимались в кружках «Выжигание по дереву», «Шахматы», «Чеканка», играли в настольные игры, читали журналы и газеты. Зимой сами ребята заливали небольшие площадки, где играли в хоккей. А летом проводили товарищеские встречи по футболу. Эти клубы посещали трудные, без родительского контроля дети. И чтобы они не «болтались» в вечернее время на улице, комсомольцы старались заинтересовать какой-либо деятельностью в клубе. А здесь они были заняты делом и под присмотром воспитателя. Действительно, польза в деятельности подростковых клубов была огромная. Дети были заняты делом, все кружки бесплатные, хорошая материальная база клуба позволяла занять детей, отвлечь их от улицы и дурных компаний. Так, к школе № 34 г. Тамбова относились 3 подростковых клуба: «Костёр», «Белая ладья», «Гаврош». Они стали центром внеклассной и внешкольной работы с подростками в микрорайоне школы. На летних площадках, принадлежавших клубам, перед жителями ближайших домов выступали школьники с концертами художественной самодеятельности. Комсомольцы принимали активное участие в организации всех мероприятий клубов.
Верным помощником школьного комсомола стал «уличный» По инициативе горкома ВЛКСМ и уличкомов проводились уличные комсомольские собрания, и комсомольцы улицы объединялись во внеуставную комсомольскую организацию, которой руководил избранный штаб. Работа шла по трём направлениям: 1) учебная; 2) спортивная 3) культмассовая.
Комсомольцы учебного сектора проводили рейды по микрорайону, выясняли, сколько подростков учится, в каких средних школах. Внеуставной комсомольской организацией устанавливался тесный контакт с педагогическими коллективами школ, в которых занимались подростки улицы и собирались сведения об успеваемости учащихся. Для улучшения успеваемости к отстающим школьникам прикреплялись отличники учёбы, которые им помогали. С отстающими учениками проводились индивидуальные беседы, их успеваемость обсуждалась на уличных комсомольско-молодёжных собраниях, на которые приглашались родители учеников. Такие собрания проводились регулярно по окончании каждой четверти и учебного года.
Значительная работа проводилась спортивным сектором. Были организованы лыжная, конькобежная и городошная секции. Зимой подростки ходили в лыжные походы, летом – в походы по окрестностям. Собственными силами, как и при многих других школах, комсомольцы осуществляли строительство спортивных площадок, хоккейной коробки. Комплектовались волейбольные и футбольные команды, которые участвовали в соревнованиях дворовых и уличных команд. Оборудование и необходимый спортивный инвентарь приобретались за счёт денег, полученных от сбора металлолома.
Комсомольцы работали по озеленению улиц, участвовали в воскресниках по наведению санитарного порядка на улицах. А в г. Моршанске на одной из улиц учащиеся сами соорудили небольшую сцену, на которой выступали с концертами художественной самодеятельности.
Комсомольский штаб улицы устанавливал тесную связь с предприятиями города. Школьникам, решившим работать на производстве, оказывалась помощь по их трудоустройству. Один раз в три месяца ребята ходили на экскурсию на завод.
Каждый месяц для жителей улиц читались лекции на темы: «Вред курения и алкоголя», «О борьбе с преступностью среди несовершеннолетних», «Об уголовной ответственности несовершеннолетних», «О моральном облике советского молодого человека», «О девичьей красоте и гордости». Каждая лекция сопровождалась концертом, поставленным силами художественной самодеятельности. Часто лекции превращались в собрания-диспуты. Комсомольцы улицы распространяли молодёжно-комсомольские газеты и журналы. Комсомольский штаб руководил и пионерами улицы, вёл переписку с ребятами, которые были призваны в ряды Советской армии. Вся жизнь улицы освещалась в уличной газете. Создавались даже уличные библиотеки65.
Деятельность «уличного» комсомола была направлена на занятость тех ребят, которые не были охвачены кружковой, культурно-массовой работой в школе.
Заботясь о безопасности жизнедеятельности подростков, комсомол проводил работу по противопожарной безопасности и дорожного движения. В связи с этим создавались школьные штабы юных друзей пожарных дружин, в которых существовали профильные группы для проведения массово-разъяснительной противопожарной работы, для распространения наглядной агитации, для участия в военно-спортивной игре «Зарница». Юные пожарники повсюду следили за мерами противопожарной безопасности. Этим они занимались даже в летние каникулы. Ежегодно в школах проходил конкурс «Светофор», а в каждом классе выпускались тематические газеты и проводились беседы по безопасности дорожного движения.
В канун XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1985 год) состоялась Всесоюзная акция «Дети страны Советов – участникам фестиваля». Организовывались встречи с участниками предыдущих фестивалей. Школьники участвовали в конкурсах сочинений и рисунков на тему «Я голосую за мир» и политических плакатов, военно-патриотической песни, стихов о мире, дружбе, Родине. По городам, в которых фестивали проходили раньше, совершались заочные путешествия. О фестивалях рассказывали на лекциях, беседах, оформлялись альбомы. В период Всесоюзной акции проводились трудовые десанты, субботники по сбору макулатуры и металлолома, дни труда в помощь колхозам и совхозам. Заработанные школьниками деньги перечислялись в фонд фестиваля.
Формируя убеждение в необходимости международной солидарности трудящихся, школьный комсомол проводил форумы мира и дружбы, митинги солидарности с народами, борющимися за независимость, против агрессоров, сбор средств в помощь им.
Тамбовские комсомольцы организовали переписку с пионерами и комсомольцами союзных республик и социалистических стран. Переписываясь с зарубежными друзьями, школьники знакомились с жизнью своих ровесников. С этой же целью в школах проводили заочные путешествия по странам мира, работали клубы разноцветных галстуков и интернациональной дружбы. Чаще всего, это были клубы дружбы с одной из социалистических стран. В таких клубах работали корреспондентская, историческая, географическая, экономическая, литературная секции.
Прочно вошли в жизнь старшеклассников ученические, строительные производственные бригады, лагеря труда и отдыха. В школах создавались комсомольские агитбригады, которые выступали с лекциями, беседами, концертами художественной самодеятельности перед тружениками полей, работниками животноводства. Большую помощь школе оказывали строительные звенья из учащихся, которые ремонтировали школьные здания.
На общественных началах организовали школьные лесничества. Так, на базе Степного лесхоза возникло Казьмино-Гатьевское школьное лесничество, задачей которого была охрана природных богатств. Работой лесничества руководил избранный учащимися Совет. В роли наставника выступал лесничий. В лесничестве проводилась опытническая работа по выращиванию кедра на сосне путём прививок, облесение оврагов, балок и склонов, предотвращающее эрозию почвы66.
Комсомольцы озеленяли больницы, закладывали парки и аллеи, собирали металлолом для строительства Саяно-Шушенской ГЭС, для изготовления тракторной колонны «Тамбовский комсомолец», шефствовали над детскими садами и яслями. Постоянно проводились различные «операции»: «Миллион — Родине» (сбор макулатуры), «Зелёная аптека» (сбор трав), «поход за экономию и бережливость», «Адрес заботы – дом, улица, город» (оказание помощи Управлению коммунального хозяйства Тамбовского горисполкома, строительным организациям в работе на вводных объектах жилищного строительства, на благоустройстве и озеленении Тамбова), «Украсим Родину садами».
Осознавая важность рабочих профессий, комсомол проводил активную профориентационную работу. Центрами трудового обучения и воспитания учащихся являлись учебно-производственные цеха, кабинеты и уголки по профориентации учащихся, музеи трудовой славы и истории шефствующей над школой организации. Для большей популяризации рабочих профессий среди школьников проводили конкурсы на лучшего токаря, фрезеровщика и швею, вечера «Разговор о профессии». В конце года устраивали праздник труда и анкетировали учащихся на тему «Кем быть?». Социалистические соревнования школьных комсомольских организаций проходили под девизом: «Равняемся на передовиков и новаторов производства», «Учиться у рабочего класса, равняться на рабочий класс!». Очень содержательными были, как правило, встречи с передовиками производства.
Другим объектом пристального внимания школьного комсомола была борьба за здоровый образ жизни. Традиционными стали летние и зимние спартакиады дворовых и уличных команд, соревнования юных хоккеистов на приз «Золотая шайба», лыжников на приз газеты «Пионерская правда», легкоатлетов по пионерскому четырёхборью, «Кожаный мяч», «Олимпийская снежинка», «Олимпийская весна», военно-спортивные игры «Зарница» и «Орлёнок». Во время этих игр создавались военно-спортивные штабы, старшеклассники учились стрелять из пневматической и мелкокалиберной винтовок, совершали походы по местам боевой славы. Летом для ребят организовывали военные лагеря, где они отрабатывали военное мастерство и повышали физическую подготовку.
Значимая роль в патриотическом воспитании учащихся отводилась школьным музеям. Они стали центрами сохранения памяти о боевых традициях страны, воспитания гражданского самосознания и готовности к защите Родины на примерах выполнения воинского долга.
Так, в школе № 34 г. Тамбова музей Памяти погибших воинов Тамбовской области в Афганистане возник по инициативе педагогического коллектива и комсомольцев школы, решивших увековечить память Владимира Семёнова – выпускника школы, погибшего 21 сентября 1984 года в Афганистане. Официальная дата открытия музея – 9 мая 1986 года.
Когда в области стало известно, что открыт музей воинов-афганцев, многие родители стали приносить вещи и документы своих погибших сыновей. Причём не только горожане. Люди ехали в Тамбов из самых дальних уголков области. Тогда-то ребята и педагоги решили расширить круг поиска, собирать материалы о погибших в афганской войне не только в городе, но и по всей области. Каждый класс стал поисковым отрядом. Началась активная переписка и встречи с родными, друзьями воинов. Каждые каникулы ученики и учителя ездили по районам, знакомились с родственниками, собирали личные вещи, письма, документы погибших. Брали с собой фотоаппараты и запечатлевали свои встречи. Из этих фотографий и сегодня оформлены стенды и альбомы музея. Материалы, собранные в музее, использовались для создания областной книги Памяти погибших в Афганистане. На базе музея проводились месячники, посвящённые дню защитника Отечества, игры «Зарница», «Орлёнок», а также встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами, служившими в Афганистане. Организовывались выставки рисунков и картин на военную тему. Комсомольцы создали вокально-инструментальный ансамбль, который участвовал во всех школьных мероприятиях, в том числе и в ежегодных встречах с родителями погибших ребят. 15 февраля стал Днём Памяти. В этот день в школу приезжали родители и родственники погибших, войны-афганцы, их знакомые и друзья.
Школьный комсомол внёс огромную лепту в процесс становления молодого человека. И несмотря порой на современные скептические взгляды на коммунистическую мораль, она сыграла свою положительную роль в воспитательном процессе. Её направляющая деятельность коснулась всех сфер жизни школьников. Сначала, конечно, школьный комсомол в основном занимался проблемами увеличения численности своих рядов, всеобуча и успеваемости. Но постепенно ВЛКСМ всё больше касался досуга, культурно-массовой, оборонно-спортивной работы. Комсомол большое значение придавал военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Отчасти благодаря и его совместной деятельности с ДОСААФ формировалось мужественное молодое поколение. Примером может служить героизм, самоотверженность вчерашних школьников-комсомольцев во время войны в Афганистане.
Одним из таких комсомольцев был уроженец села Отъяссы Сосновского района Саша Моторин. По узкой, горной, извилистой дороге его машина шла первой в автоколонне. Именно её за поворотом подбили душманы. Вся колонна оказалась в ловушке, под обстрелом. Тяжелораненый, истекающий кровью, Саша Моторин сумел отвести в сторону подбитую машину, чтобы дать дорогу бронетранспортёру охраны. Так он спас всю колонну. И таких героических примеров в истории Афганской войны было много. Все они свидетельствуют о высоких моральных качествах восемнадцатилетних бойцов, совсем недавно сидевших за школьной партой. Здесь они воспитывались на героическом прошлом ветеранов Великой Отечественной войны. Многие комсомольцы 1980-х годов повторили подвиги своих дедов.
Организации школьного комсомола играли роль связующего звена с социальными институтами, важными как для жизни самой школы, так и её воспитанников. Именно с помощью комсомола происходило общение с шефами-организациями, внешкольными детскими учреждениями, зарубежными сверстниками, добровольными спортивными обществами, ветеранами Великой Отечественной войны, уличными комитетами. Причем такая дружба проходила на взаимовыгодных условиях.
Многие дела комсомольцам приходилось начинать с нуля. Даже для проведения оборонно-спортивной работы надо было вначале построить спортивную площадку. А иногда и самим ещё собрать средства для её сооружения. Конечно, с позиции сегодняшнего дня, можно по-разному относиться к школьному комсомолу. Но, судя по его делам, необходимо отметить, что он играл огромную роль в жизни учащихся. Даже те школьники, которые не состояли в его рядах, тоже принимали участие в комсомольских мероприятиях. Кружки, которые им организовывались, были открыты для всех школьников. И ВЛКСМ стремился вобрать в свои ряды, как можно больше учащихся. Это была массовая организация, способная повести за собой молодёжь.
Быть комсомольцем значило быть достойным в учёбе, поведении, добросовестно относиться к труду, быть патриотом своей Родины и всегда быть готовым для выполнения комсомольского поручения. И, хотя не все комсомольцы и не всегда соответствовали этим критериям, тем не менее, созидательные задачи были преобладающими в их.
[65] ГАСПИТО. Ф.П- 1184. Оп. 3. Д. 48. Л. 14-16.
[66] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп. 7. Д. 2. Л. 77-78.