Стенгазеты, боевые листки и дневники, комсомольские собрания — всё это было направлено на улучшение успеваемости и дисциплины, нравственное совершенствование учащихся. Так, тема одного из комсомольских собраний звучала как «Гордость и скромность», другого - «Воспитание воли и характера»46. Учащиеся сами делали доклады, проводили беседы, творческие вечера, конференции по обсуждению произведений советских писателей47. На комсомольских собраниях обсуждались вопросы ус выполнения правил поведения учащимися, организации их досуга. Наибольшую активность в обсуждении вопросов проявляли учащиеся 9-10 классов. Регулярно на комсомольских собраниях класса, школы комсомольцы отчитывались о выполнении поручений48.
Каждую неделю для учащихся проводились политинформации. Члены комитетов комсомола и комсорги групп следили за посещением их всеми учащимися.
Для большего охвата детей во внеурочное время в городах области были организованы школьные площадки. Так, в г. Котовске были созданы две площадки при Дворце культуры и школе № 2. Со старшеклассниками организовывались прогулки в лес, по парку49. Был организован конкурс по изучению родного края, в котором приняли участие 300 школ области. Рассказовский горком ВЛКСМ регулярно организовывал экскурсионные поездки в Мичуринск и Тамбов. В Моршанске перед каждым детским киносеансом (ежедневно кино посещало 400 детей) комсомольцы проводили культурно-массовую работу: разучивали песни, проводили игры, беседы50. При детской библиотеке было создано 16 передвижек-библиотечек, которые обслуживали пионерлагеря и детские площадки51.
По постановлению ЦК ВЛКСМ в городских, районных комитетах ВЛКСМ создавались военно-физкультурные отделы. Проводились стрелковые и спортивные соревнования. Комсомольцы-старшеклассники сдавали нормы на значки БГТО и ГТО52. Комсомол проводил месячники по строительству и оборудованию спортивных площадок при средних и семилетних школах.
Но в целом дело с развитием физической культуры и спорта в школах, особенно в сельской местности, обстояло плохо. Как правило, всё физическое воспитание среди учащихся заключалось в проведении от случая к случаю спортивных соревнований. В большинстве школ не были созданы секции и команды по различным видам спорта. Райкомы ВЛКСМ заменяли повседневную работу по физическому воспитанию на основе комплекса ГТО эпизодическими соревнованиями, кроссами53. Брались явно завышенные обязательства.
В начале 1950-х годов школьному комсомолу удалось увеличить свои ряды в два раза по сравнению с довоенной численностью. В 1952 году в области работало 1863 школы, в которых обучалось 300 000 учащихся. В рядах ВЛКСМ насчитывалось более 38 000 школьников области54. К началу 1954 года их количество увеличилось до 44 232 человек55.
На первый взгляд кажется, что комсомольские организации иногда необоснованно вмешивались в личную жизнь школьников и их семей. Однако у здравомыслящего человека вряд ли должно вызвать осуждение «вмешательство», подобное тому, к которому призывала газета «Молодой сталинец» накануне выпускных экзаменов в школах: «Важно, чтобы на время экзаменов учащиеся были освобождены от поручений по домашнему хозяйству. Сделать – это долг каждого родителя»56. Во время экзаменов комсомольские организации следили за соблюдением распорядка дня, заботясь о том, чтобы чередовались занятия и отдых, развлечения, провозглашенные неотъемлемой частью подготовки к экзаменам. Тамбовский обком ВЛКСМ считал недопустимым во время экзаменов проводить какие-либо собрания, отвлекающие учащихся от серьезной учебы.
Таким образом, анализ комсомольской работы в общеобразовательной школе первых послевоенных лет говорит о том, что в первую очередь комсомольцы пытались добиться улучшения успеваемости школьников. В то же время, из статистики успеваемости тех лет, видно, что кардинально данную задачу им решить не удалось. Во многом это было обусловлено социально-экономическими трудностями периода. В тоже время был выработан комплекс мер, способствовавших повышению качества учебного процесса, повышению успеваемости.
Именно в этот период школьные комсомольские организации стали ведущей силой в ВЛКСМ. Это проявилось как в резком увеличении количества школьных комсомольских организаций и их состава, так и активизации массовой работы комсомольцев-учащихся. Повышению эффективности комсомольской работы, оптимизации распределения времени в повседневной жизни отдельных комсомольцев способствовало преодоление заблуждений, господствовавших в теории и практике работы школьных комсомольских организаций первых послевоенных лет.
Двоякую роль играло активное привлечение школьников к общественно полезному труду. С одной стороны, оно имело большое воспитательное значение. Учащиеся приобщались к великому делу восстановления и развития отечественной экономики. С другой стороны, постоянные отвлечения от учебного процесса, тяжелые для детских организмов физические нагрузки не могли благоприятно отразиться на качестве учебы.
Воспитательная работа школьных комсомольских организаций была эффективной по содержанию, но непродуктивной по форме. Патриотическое содержание воспитательной работы глубоко проникало в сознание учащихся, но устарелые формы работы во многом обесценивали ее. Результатом этого противоречия было падение интереса у многих учащихся к общественной работе.
Комсомольские организации и педагогические коллективы 1950-1960-х годов усиленно искали более эффективные формы и методы коммунистического воспитания подрастающего поколения.
XII съезд ВЛКСМ обратил особое внимание на воспитание у учащихся любви и уважения к труду, рекомендовал комсомольской организации школ активнее привлекать комсомольцев, пионеров и школьников к общественно полезной работе, широко пропагандировать среди учащихся рабочие профессии, воспитывать стремление работать в промышленности и сельском хозяйстве, крепить дружеские связи с производственными коллективами.
Выполняя решения съезда, комсомольцы–производственники и студенты пришли в школы руководителями различных кружков, спортивных секций, вожатыми. Так, во многих школах области были организованы кружки по изучению сельскохозяйственных машин. 20 учащихся 2-й Васильевской семилетней школы Пичаевского района в 1955-1956 учебном году изучили трактор и получили права на вождение автомобиля. По окончании школы 8 школьников остались работать в МТС трактористами и штурвальными, 4 — пошли работать в колхоз.
Но в целом выпускники средней школы с неохотой шли на производство. Поэтому соединение обучения с производственным трудом стало первоочередной задачей комсомола. XIII съезд ВЛКСМ (1958 год) обязал комсомольские организации всемерно содействовать школе в подготовке учащихся к труду в народном хозяйстве после её окончания, воспитывать у школьников стремление хорошо учиться. Съезд призвал комсомольские организации содействовать строительству школ, организации в школах мастерских, технических кабинетов, лабораторий, учебно-опытных хозяйств.
Стали возникать школы с производственным обучением. В городских школах велась подготовка по специальностям ткачей, прядильщиков, электриков, слесарей, токарей и др. Всего по 28 профессиям. В сельских школах — животновода-механизатора, полевода-механизатора. Всего по 13 профессиям. В таких школах создавались ученические производственные бригады. В 473 бригадах состояло более 33 000 школьников57.
Трудовая деятельность учащихся не прекращалась и летом. По инициативе педагогических коллективов и комсомольских организаций школ возникали летние комсомольско-молодёжные лагеря труда и отдыха. В этих комсомольских лагерях уделялось большое внимание воспитательной и спортивной работе. Ребята работали 4 часа. Послеобеденное время, как правило, проводилось на спортивной площадке. Устраивались конкурсы на лучшего чтеца, плясуна. Ходили на экскурсии, в походы.
Появление учебно-опытных хозяйств позволило привлечь школьников к работе в промышленности и сельском хозяйстве. Учащиеся проделали огромную работу по вывозке зерна государству, выращиванию и уборке кукурузы и картофеля в колхозах и совхозах области. Принимая участие в областном и всесоюзном конкурсах юных садоводов, школьники проводили озеленение школ, колхозов, сёл, посадку новых садов.
Старшеклассники трудились и на пришкольных участках, ухаживая за молодыми яблонями, вишней, высаживая и пропалывая овощи. Здесь же, на своих участках, школьники проводили опыты. Получалось, что комсомольцы работали сразу на двух участках — пришкольном и производственном.
Трудились школьники и на животноводческих фермах. Многие пионерские и комсомольские организации шефствовали над колхозным молодняком. Комсомольские и пионерские организации Чакинской средней школы инициировали выращивание цыплят для колхозов. Они вырастили 3 тыс. цыплят для колхоза «Красный Путиловец». По их почину в районе выращивалось учащимися 10 тыс. цыплят58. А некоторые школьники брали обязательства по надою молока. Для стимулирования высоких показателей всё это проводилось в виде социалистического соревнования. Те, кто шёл первым по надою, награждались переходящим красным знаменем обкома КПСС и облисполкома и переходящим красным вымпелом. Во многих районах области комсомольцы должны были 2-3 раза в неделю посещать птицеферму и работать на ней 3 часа в день.
Впрочем, хотя трудовому обучению уделялось в области значительное внимание и все понимали пользу трудовых навыков, приобретённых в производственных бригадах, трудовых лагерях, уроках труда, тем не менее, многие школы не имели мастерских, а если они и были, то зачастую — необорудованные. Поэтому политехническое образование часто зависело от энтузиазма самих педагогов, руководства школы и комсомола.
Благодаря деятельности комсомола ученики получали одновременно с политехническим образованием ещё и общественную профессию. Выпускнику средней школы вместе с аттестатом зрелости выдавали удостоверение общественного инструктора по разным видам деятельности – отрядного вожатого, лектора, руководителя кружка или спортивной секции.
Уделяя внимание трудовому воспитанию школьника, комсомол по-прежнему отвечал за всеобуч и успеваемость. Комсомольские организации проводили рейды, подворные обходы, создавали контрольные посты по всеобучу. Однако в целом результативность данной работы была неудовлетворительной. Тамбовская область являлась одной из отстающих по успеваемости в РСФСР. Ежегодно в школах региона около 40 000 школьников оставались на второй год59.
В 1962 году в области было 1 765 школ, в которых обучалось 256 230 учащихся. В средних школах насчитывалось 212 комсомольских организаций60. К сожалению, среди них было немало организаций, в которых не были избраны комитеты комсомола, не созданы комсомольские группы, не составлялся план работы. Во многих комсомольских организациях отсутствовала инициатива и самодеятельность. Выступали на собраниях классные руководители, а не сами учащиеся. А если и были выступающие – это секретари бюро, которым учителя заранее готовили шпаргалки для выступлений в форме отчётов.
Улучшить работу школьного комсомола попытались с помощью направления в качестве шефов старших комсомольцев. Это были рабочие заводов, фабрик, курсанты военных училищ. Воспитательная работа, укрепление материальной базы школы, выполнение всеобуча, ликвидация отсева учащихся, организация производственного обучения — вот те задачи, которые были поставлены перед шефами. Сначала комсомольцы школьных классов вместе с шефствующими организациями устраивали совместные вечера, экскурсии, походы, обсуждали книги и статьи. Затем стали проводить и совместные собрания комсомольцев, родителей, рабочих цеха, перед которыми учащиеся отчитывались в своих делах. В отрядах, созданных на предприятиях, школьники знакомились с рабочими профессиями. Комсомольской организацией Тамбовского краснознаменного военного училища им. маршала Советского Союза Г.М. Шапошникова для школы № 12 областного центра были собраны деньги на приобретение одежды детям, оборудован радиоузел. Школе № 3 помогли в оборудовании физического кабинета учебными, наглядными пособиями. А в школе № 19 курсанты создали стрелковые кружки, и для них был предоставлен тир училища.
Комсомольская организация колхоза им. В.И. Ленина Сосновского района шефствовала над Сосновской средней школой. Комсомольцы колхоза помогали школе в создании лагеря труда и отдыха для старшеклассников. Комсомольская организация колхоза «Россия» Никифоровского района поддерживала тесные связи с Юрловской средней школой. Здесь вошло в традицию проводить совместные вечера, воскресники, экскурсии, походы. Завод им. В.И. Ленина Мичуринска являлся шефом школы № 1. С помощью комсомольцев завода был организован музей трудовой и боевой славы, создан музей В.И. Ленина61.
В свою очередь школьный комсомол не отказывал в помощи своим шефам. Старшеклассники принимали участие в строительстве заводов, кинотеатров и других объектов. Школьники помогали взрослым в общегородских воскресниках, участвуя в озеленении и уборке города.
Все возрастающее значение комсомол придавал физическому воспитанию молодёжи. Надежным союзником ВЛКСМ было Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Перед каждым комсомольцем ставилась задача овладеть несколькими военными специальностями. В городских садах, клубах и других местах отдыха проводились вечера допризывной молодёжи, комсомольцев и членов ДОСААФ, организовывались лекции, демонстрации кинокартин на военные темы, выставки, показ работы служебных собак и т.п.
Но в проведении спортивных мероприятий у комсомола встречались большие трудности. В школах отсутствовало специальное спортивное оборудование и инвентарь: лыжи, коньки, снаряды для гимнастики. Так, в средней школе № 5 Котовска вместо гимнастического коня учащиеся на уроках физкультуры прыгали через кухонную табуретку62. Спортивных залов не было даже во многих новых школьных зданиях. Выходили из этого положения, своими руками создавая условия для соревнований. Например, силами школьников было оборудовано и построено 470 простейших спортплощадок63.
В 1969-1970 гг. комсомол провёл Всесоюзный смотр спортивной и оборонно-массовой работы и экзамен по физической и военно-технической подготовке молодёжи. В области стали чаще проводиться соревнования по лёгкой атлетике, лыжам, стрельбе из мелкокалиберной винтовки, волейболу, баскетболу, футболу. Уделяя внимание физической подготовке школьников, комсомол создавал военные учебные пункты, на базе которых проводились военно-спортивные мероприятия. По-прежнему комсомольцы сдавали нормативы БГТО, ГТО первой и второй ступеней.
Одним из главных направлений в работе комсомола было патриотическое воспитание. Школьники поддерживали связь с воинами Советской Армии, организовывали встречи с ветеранами, принимали участие во Всесоюзном походе молодёжи по местам боевой и революционной славы советского народа. Комсомольские организации школ все активнее принимали участие в поисковой деятельности. Изучая историю своих учебных заведений, они разыскивали первых комсомольцев своей школы, записывали воспоминания о Великой Отечественной войне, о трудовом героизме. Комсомольцы брали шефство над ветеранами войны, помогали семьям погибших воинов, помечали звёздами дома воевавших солдат и офицеров, поздравляли с праздниками, дарили цветы, отчитывались перед фронтовиками о своих учебных делах, приглашали на торжественные вечера в школу.
К 40-летию победы в Великой Отечественной войне была проведена акция «Равнение на знамёна победы!». В школах прошла встреча со знаменем 2 гвардейской Краснознамённой Корсуньско-Берлинской орденов Суворова, Кутузова, Б. Хмельницкого отдельной танковой бригады.
Широкое распространение получило движение «красных следопытов». Их девиз гласил: «Никто не забыт, ничто не забыто». Юноши и девушки узнавали имена участников Великой Отечественной войны, устанавливали мемориальные доски и обелиски на местах их гибели, создавали историю комсомольских организаций сёл, колхозов, совхозов предприятий. Стали постоянными встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, во многих школах наладили переписку с юношескими организациями других стран, поддержали связь со строителями Красноярской ГЭС, старейшими большевиками села Шушенское, открыли музеи боевой и революционной славы. Так, учащиеся школы № 35 г. Тамбова создали музей, собрав материалы по военной истории Тамбовщины со времён Суворова до современности, в школе № 2 собрали материалы о воинах, повторивших подвиг Александра Матросова. В Кирсановской средней школе №1 была проведена операция «Дорогой отцов», в ходе которой завязалась переписка со школьниками тех мест, где когда-то воевали учителя школы, были совершены поездки в города, за которые проливали кровь школьные ветераны.
Получили развитие новые формы партийного руководства. В городах области образовались советы старейших коммунистов. В состав советов, как правило, входили участники гражданской и Великой Отечественной войн. Они устраивали встречи трёх поколений, где молодые комсомольцы знакомились с историей нашей страны по воспоминаниям самих участников исторических событий.
Встречи с ветеранами и их воспоминания были очень своевременны: всё дальше и дальше уходило в прошлое военное лихолетье, а участников военной поры оставалось всё меньше и меньше. Важно также заметить, что такие формы работы, как поисковая, игровая, вызывали несомненный интерес у школьников.
Хорошими помощниками школьного комсомола были внешкольные организации: юннатская и техническая областные станции в Тамбове, экскурсионно-туристическая областная станция в Мичуринске, дома пионеров в Тамбове, Мичуринске, Моршанске, Рассказово, Кирсанове, станция юных натуралистов в Мичуринске. Они проводили все больше интересных массовых мероприятий: смотры художественной самодеятельности пионеров и школьников, городские праздники песни, цветов, пионерские парады, спортивные праздники64. Значительно выросло количество учащихся, охваченных кружковой работой. Распространение получили новые формы работы: клубы старшеклассников, КВН, диспуты, лекторские группы школьников.
Комсомол обретал всё более значимые контуры в жизни школьника. Он был ориентирован на воспитание у учащихся чувства гражданского долга и высокой ответственности перед обществом. Воспитание на традициях было одним из эффективных средств решения главной задачи: формирования человека — бойца, гражданина, патриота и труженика.
Вся деятельность комсомола в сфере народного образования осуществлялась в духе следования «ленинским традициям и заповедям». Широко отмечались все даты, связанные с именем Ленина. Конечно, в связи с этим в общественное сознание активно внедрялся культ В.И. Ленина. Однако не будем забывать и про положительное значение данной воспитательной работы. Фактически вся она была направлена на совершенствование личности каждого учащегося. Ленин был во многом выдуманным идеалом, но именно этот образ вдохновлял на стремление к лучшему в самых разных областях. Жить по-ленински — означало жить честно, любить труд, быть нравственным примером. Повсеместно создавались музеи имени В.И. Ленина, ленинские комнаты и уголки. В 1965 году их было более 500. Они являлись центрами воспитательной работы. В них проводился приём в комсомол. Учащиеся вели переписку с научными сотрудниками Центрального музея им. В.И. Ленина, музеями и школами городов, где он жил. Даже путешествия по области были тематическими - «По дорогам Ленинской мечты». В школах активно проводились ленинские чтения с применением грамзаписей и диафильмов.
В 1968 году состоялся областной смотр «С Лениным в сердце – путь к коммунизму». Симптоматичны направления смотра-конкурса: 1) Комсомольцы – верные помощники партии в борьбе за дело коммунизма; 2) Мы всегда готовы, Родина, защищать тебя в бою!; 3) Мы за единство и мир; 4) Тебе, Родина, наши знания и труд!; 5) Долой равнодушие! Не может быть плохо там, где есть мы!; 6) Тебе, комсомол, доверено быть вожаком пионерии. Участники смотра подумали и о физическом воспитании молодёжи. «Каждый комсомолец – спортсмен,» — таков был их призыв.
В канун 100-летия со дня рождения Ленина ВЛКСМ провёл «Всесоюзный ленинский зачёт», ставший затем традиционным. Во время подготовки к «зачету» школьники принимали активное участие в сборе металлолома, макулатуры, в уборке урожая, проводили воскресники по благоустройству и озеленению сёл и городов, шефствовали над животноводческими фермами, работали в лагерях труда и отдыха.
Трудовые месячники, проходившие под девизом «Пионеры и комсомольцы – партии, Родине, Ленину», решали те же задачи, что и ленинские зачеты. Это — сбор металлолома, макулатуры, закладка парков и аллей, ремонт школ и школьного имущества, дежурство в школе.
[46] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп.1. Д.853. Л.5 об.-6.
[47] ГАСПИТО Ф.П-1184. Оп.1. Д.727. Л.1 об. Д.805. Л.36.
[48] ГАСПИТО Ф.П-1184. Оп.1. Д.853. Л.1 об.
[49] ГАСПИТО Ф.П-1184. Оп.1. Д.727. Л.50.
[50] ГАСПИТО Ф.П-1184. Оп.1. Д.727. Л.50.
[51] ГАСПИТО Ф.П-1184. Оп.1. Д.727. Л.50 об.
[52] Готов к труду и обороне — всесоюзный физкультурный комплекс, в который входили гимнастические упражнения, бег (на короткие и средние дистанции), прыжки (в длину или высоту), метание (диска, копья, толкание ядра и др.), плавание, лыжные гонки (для бесснежных районов — марш-бросок или велогонки), стрельба (только для юношей). Введён в 1931 по инициативе ВЛКСМ; в 1932 дополнен 2-й ступенью и в 1934 — ступенью «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). 1-я ступень ГТО рассчитана на девушек и юношей 16—18 лет; 2-я — на взрослых (19 лет и старше), ступень БГТО — на девочек и мальчиков 14—15 лет.
[53] ГАСПИТО Ф.П-1184. Оп.1. Д.805. Л.43.
[54] ГАСПИТО Ф.П-1184. Оп.1. Д.1061. Л.31.
[55] Подсчитано по: ГАСПИТО Ф.П-1184. Оп.1. Д.1171. Л.1-2.
[56] Экзамены в школах // Молодой сталинец. 1952. 21 мая.
[57] ГАСПИТО. Ф.П- 1184. Оп. 1. Д. 1530. Л. 64.
[58] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп. 1. Д. 1337. Л. 12.
[59] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп. 1. Д. 1246. Л. 31.
[60] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп. 1. Д. 1530. Л. 57.
[61] ГАСПИТО. Ф.П- 184. Оп. 4. Д. 31. Л. 29.
[62] ГАСПИТО. Ф.П- 184. Оп. 1. Д. 1246. Л. 38.
[63] ГАСПИТО. Ф.П- 184. Оп. 1. Д. 1373. Л. 37.
[64] ГАСПИТО. Ф.П-1184. Оп. 1. Д. 1316. Л. 18.